Галина Осипова
Игровые технологии в обучении рассказыванию (средний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказать о том, что нарисовано на картинке, о своей любимой игрушке, о своих впечатлениях от увиденного или услышанного – кажется, что может быть проще? Однако и воспитатели детских садов и учителя начальных классов школы отмечают, что при составлении разных видов рассказов дети испытывают значительные трудности. В чем причина этого?
Во-первых, возможно педагоги не уделяют должного внимания подготовке детей к составлению рассказов, недостаточно хорошо умеют рассмотреть предмет, картину.
Публикация «Игровые технологии в обучении рассказыванию (средний возраст)» размещена в разделах
Во-вторых, анализ детских рассказов показывает, что они испытывают трудности в умении передавать предложенное содержание логично, последовательно, интересно.
В-третьих, в рассказах детей проявляется бедность словаря, некоторая речевая стереотипность, шаблонность, использование повторяющихся речевых штампов.
В-четвертых, в обучении детей рассказыванию, возможно, отсутствует необходимая система, и не используются разнообразные приемы и технологии.
В игре ребенок чувствует себя свободным, действует не принужденно. Игры возбуждают у детей интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результат занятия. Использование игровых технологий в процессе обучения детей рассказыванию будет эффективным средством при условии :
- соблюдение принципа развивающего обучения;
- последовательного усложнения содержания обучения детей;
- комплексного подхода к развитию речи детей;
- личностно индивидуального подхода к обучению детей.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических играх. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятия создается при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средства побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённая общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В работе по формированию у детей навыков рассказывания мы использовали такие игры – занятия, как:
1. Занятие - дидактическая игра.
2. Занятие - сюжетно-ролевая игра.
3. Занятие - игра путешествие.
Все занятия были объединены сюжетом сказки ”Зимовье”.
Работу начали с обучения пересказу сказки. В это занятие ввели:
- игрового персонажа,
- включили дидактические игры: «Найди героя сказки», «Исправь ошибку»
- дидактическое упражнение «Расскажи сказку по цепочке».
Использование разнообразных игровых приемов в занятии позволило детям в интересной для них форме поупражняться в монологических высказываниях, в пересказе текста различными способами.
На следующем занятии учили детей составлять описательный рассказ по игрушке. В ход занятия включали:
1. Дидактическую игру «Принеси игрушку - героя сказки «Зимовье»»
2. Совместное описание игрушки
3. Игровое упражнение «Правильно - неправильно».
Различные игровые приёмы использовали при составлении рассказа по картине : дидактическая игра «Исправь ошибку» (найди пару детенышу, рассмотрели картину, провели игровое упражнение с мячом «Что умеет делать кошка», совместно составляли рассказ по картине.
Как средство закрепление, уточнение и расширения знаний, полученных детьми на других занятиях, была проведена игра – путешествие «Путешествие в сказку». В ходе занятия была использована дидактическая игра «Чудесный мешочек», ввели игрового персонажа (героя сказки «Зимовье», рассматривали иллюстрации к сказке «Зимовье», использовали игровое упражнение «Письма доброго сказочника», а затем побывали в лесу, где живут герои сказки «Зимовье» вспоминали и рассказывали сказку.
В работе использовали не только групповые, но и индивидуальные приемы в работе. В индивидуальной работе использовали дидактические игры: «Так бывает или нет», «Магазин игрушек», «Встреча с Незнайкой», «Кто заблудился». Во все эти игры так же старались вводить персонажей той же сказки. Таким образом, задачу по обучению детей рассказыванию мы решали через разные виды игр объединенных сюжетом одной сказки.
Используя в работе дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, игры путешествия мы помогли детям овладеть знаниями о структуре текста; умением описывать предмет, игрушку; логически рассуждать, объяснять, доказывать, обобщать. Значительно повысился уровень навыков монологической речи. Разработанная нами игровая технология показала хорошие результаты.