Светлана Белова
Консультация для родителей «Воспитание интереса к устному творчеству и его значение в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание интереса к устному творчеству
и его значение в развитии речи детей»
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание интереса к устному творчеству и его значение в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
И действительно, ласковый говорок прибауток‚ потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющие звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других — бодрит.
Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки»‚ «Идет коза рогатая», «Поехали — поехали», вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Попевки, приговорки, потешки — первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся взрослым, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Например, чтобы заставить детей двигаться можно использовать потешку:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ — топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ — топ!
Удачно подобрана потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием. Например:
Травка — Муравка со сна поднялась,
Птица — синица за зерна взялась,
Зайка — за капустку,
Мышка — за корку,
Детки — за молоко.
К потешкам можно обращаться и во время подготовки ко сну, во время одевания, умывания, прогулки и так далее.
Вслушиваясь в певучесть‚ образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Простата и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывания ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры — забавы с использованием фольклора.
Для того, чтобы дать детям возможность проявить речевую активность, необходимо стараться вводить в игры хорошо известные детям потешки.
Например, в игре — забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю — баюшки — баю», «Катя, Катя маленька.».
Вызывают у детей интерес русские народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение взрослым произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Гениальными произведениями устного народного творчества являются народные сказки. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образы родного языка. Сказка захватывает ребенка своими образами и событиями. Дети не только готовы еще и еще слушать, но уже с 3 — 4 лет долее менее связно и даже выразительно рассказывают такие сказки, как «Репка», «Колобок». Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, говорит образным, красочным языком. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры. Особенно это заметно в играх старшего дошкольного возраста. драматизация сказок приучает переводить образцы воображения на язык жестов, мимики, слов, обогащает словарный запас ребенка, развивает память. Драматизируя сказку, ребенок пользуется ее языком. Именно здесь, связывая слово с действием, образом, он проникает «гармонией русского языка», о чем говорил Белинский. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно — речевой деятельности.