Дружинина Татьяна
Консультация для родителей «Развитое воображение — шаг к успешному обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.
Значение воображения в психическом развитии очень велико. Оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности. А так как возраст 6-7 лет является сенситивным для развития воображения, то данному вопросу необходимо уделить особое внимание.
Публикация «Консультация для родителей „Развитое воображение — шаг к успешному обучению в школе“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Что такое воображение?
Воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Все – от первых сказок, которые мы слышим в детстве и до величайших открытий – первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь, прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее.
Роль родителей в развитии воображения.
Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений.
От того, какие книги вы читаете ребенку, какими видами творчества занимаетесь совместно, даже от того, каким образом отвечаете на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.
Что способствует развитию творческого воображения детей?
Любые виды художественного творчества – рисование, лепка, аппликация.
Придумывание историй, разыгрывание спектаклей с участием кукол, мягких игрушек и специально сделанных взрослым персонажей, изготовленных из подручных средств.
Решение задач, где требуется дорисовать недостающую часть рисунка, увидеть в кляксе изображение, преобразовать один предмет в другой, найти хорошее и плохое в предмете и т. д.
Отгадывание и придумывание загадок.
Составление схем.
Развивающие игры : танграм, кубики Никитина. Головоломки, блоки Дьенеша и др.
Рассмотрим более подробно методы и приемы работы с детьми
Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки. Начните рассказывать ребенку сказку и остановитесь на интересном месте. Например: «Жил-был в Тихом лесу маленький непослушный ежик. Мама с папой запрещали ежику ходить в лес. Но однажды, когда они заснули, ежик тихонько выбрался из норки и побежал в лес. Там было темно и страшно, но он не останавливался. И тут он увидел такое, что тут же пожалел, что не послушал родителей…». Что же случилось с ежиком? Придумайте несколько вариантов концовки.
Можно использовать хорошо известные ребенку сказки и придумывать разные варианты их окончания. Чем могла закончиться сказка «Курочка Ряба?», если бы мышка аккуратно пробежала мимо и не смахнула бы золотое яичко? Чтобы дед с бабой с ним сделали? Или оттуда вылупился бы золотой цыпленок?
***
Смастерите «Книгу Мечты» вашего ребенка. Возьмите альбом, различные открытки, журналы, которые не жалко порезать, фломастеры, наклейки и т. п. Пусть ребенок создаст собственную волшебную страну. Можно наклеить домик, рядом с ним фигурку ребенка, вырезанную из фотографии, животных, которые там будут жить (можно и фантастических, ведь это мечта). разрисуйте, обклейте наклейками, чтобы было весело, красочно. Идей у малыша должно быть много: кем я хочу стать, как я буду выглядеть с разными прическами, какие страны я хочу увидеть…
Предложите собрать чемодан, чтобы ехать на дачу, на море, га северный полюс. Ребенок обосновывает то, что он собирает.
***
Придумывайте и рисуйте разных несуществующих зверушек. Например, Зайцехрюк – туловище и ноги поросенка, а хвостик и ушки зайца, и пятачок, или Кисокряк – насколько хватит фантазии. А потом можно сочинить с этими персонажами увлекательную историю.
Превращайте геометрические фигуры в разнообразные предметы, дорисовывая к ним детали.
***
Очень важно для развития воображения привить ребенку любовь к чтению. Читая, малыш представляет себе содержание книги, мысленно воссоздавая образы. Желательно, чтобы книга, которую ребенок читает, не была экранизирована. В противном случае, ребенок представляет образ, увиденный в мультфильме или фильме. Снижается интерес, интрига концовки, ребенок не фантазирует.
***
Поиграйте в рифмы. Один называет слово, другой придумывает к нему рифму. Карта -парта, мышка – фишка, ножка вытекающее из предыдущего– ложка. Сначала ребенку будет сложновато, нос практикой будет получаться все лучше и лучше.
***
Теперь можно перейти на следующий этап – стихосложение. Для начала ребенку можно предложить заготовки – рифмы, которые нужно сложить в стишок.
***
Сочините рассказ «по цепочке». Каждый участник по очереди придумывает предложение, логически вытекающее из предыдущего. Получается очень интересная и веселая история.
***
Гуляя на улице, обратите внимание на облака. Часто облака напоминают животных или какие-нибудь предметы, пофантазируйте вместе.
Можно провести очень простую и интересную игру «Я вижу то, что не видишь ты». Называя признаки любого растения либо близлежащих предметов, строений (высокое, невысокое, предложить ребенку называть загаданное.