Наталья Ахметова
Консультация для родителей «Развитие связной речи у старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи у старших дошкольников»
Формирование связной речи – актуальная задача, т. к. многие дети не способны сами освоить этот, согласитесь, не лёгкий процесс.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи у старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Действительно, благодаря связной речи мы доступно изъясняемся, доводим нашу мысль до конца и ясно её выражаем. Но не все ребятишки в совершенстве владеют этим навыком, как мы с вами. Вовремя сформированные навыки связного высказывания – это залог высокой успеваемости в школе, а значит положительных эмоций и удовольствия от обучения.
Наверняка, вы замечали, что от ребенка очень сложно добиться связного рассказа, например о том, что он видел или делал в цирке, парке, да и просто в садике. А ведь это неспроста! А значит, предстоит работа над повышением речевой активности нашего чада, и так же работа по обогащению словаря. И кто же, как не мы, поможет нашим детям в этом?
Но для начала мы поподробнее разберемся, что же такое «связная речь».
Итак, основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Но обе формы объединяет единая природа происхождения : потребность людей общаться друг с другом.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Этапы формирования связной речи у детей с ОНР
Однословное предложение
(Этап логопедической работы с неговорящими детьми)
Основные задачи логопедического воздействия – вызвать речевую деятельность детей, расширить объём понимания речи.
Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи. Одни дети владеют большим пассивным словарём, у других понимание речи ограниченное. Занятия на этом этапе – индивидуальные или подгрупповые (не более 3 человек). Основная форма проведения занятий – игровая. Занятия насыщены невербальными заданиями. Всякое проявление речи у детей необходимо поощрять.
Двухсловное предложение.
На этом этапе мы учим детей строить двухсловное предложение (обращение + повеление, заучивать определённые обиходные словосочетания, произносить ударный слог слова, расширить объём понимания чужой речи. У детей развивается аномальная речь детей – полное отсутствие способности к словоизменению. Дети с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной слова. коррекционная работа – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи.
Двусоставное предложение.
На этом этапе стоят задачи:
- Учить детей грамматически правильно строить предложения типа: И. п. существительного + согласованный глагол 3-л. настоящего времени;
- Воспроизводить ритмико-слоговую структуру 3-х сложных слов;
- Продолжить работу по различению грамматических форм слов.
Активный словарь на этом этапе пополняется новыми обиходно-разговорными словами. Дети смешивают основные значения слов. В это время появляется умение употреблять 3-е лицо глаголов настоящего времени. Аграмматичные инструкции не выполняются появившимися правильно построенными грамматическими стереотипами. Эта речь не может служить им средством полноценного общения.
Предложение из нескольких слов.
Учить детей грамматически правильно строить предложения из 3 – 5 слов. Учить самостоятельному словоизменению существительных и глаголов. Формировать простейшие навыки связной речи. Активный словарь пополняется словами, обозначающими признаки предметов.
Расширение объё ма простого предложения:
- учить детей строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
- продолжить работу по словоизменению;
- учить согласовывать местоимения и прилагательные с существительным.
Дети начинают использовать служебные слова: предлоги и союзы. Стремление ребёнка к усложнению своего высказывания выражается в хаотичном наборе словосочетаний. Отмечаются положительные сдвиги в развитии речи детей, появляются предложения с однородными членами.
Формирование сложного предложения.
Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переход к обучению составления разных видов предложения. Логопедическая работа ведётся от сложносочинённого к сложноподчинённому предложению.
При составлении предложений хорошо использовать вопросно-ответную форму речи.
Совершенствование связной речи.
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.
Работа по развитию связной речи ведё тся по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- обучение пересказу и придумыванию рассказов;
- разучивание стихотворений;
- отгадывание загадок.
Обучение рассказыванию.
Обучение рассказыванию занимает большое место в системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал.
Так как же формировать связную речь? Как мотивировать ребенка заговорить и рассказать о чем либо? Сразу скажу, что в этом случае, нудные каждодневные занятия не для нас! Лучше всего развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком или в творческих играх.
Вы прекрасно знаете, что в этом возрасте ребятишки очень любят мультфильмы. Предложите ребенку вспомнить недавно просмотренный мультик, или расспросите ребенка про его любимый мультфильм, попросите его рассказать, про что он смотрел мультик, кем были главные герои и чем он закончился.
Можно вместе с ребенком рассматривать сюжетные картинки в книгах, сначала с наводящими вопросами, а после, постепенно сводя их на нет, пускай ребенок сам рассказывает всё, что видит.
Заучивайте с ребенком интересные и небольшие стишки. Пускай ребенок попытается их читать с разной интонацией и силой голоса. Например: пускай этот стишок расскажет лисичка, а потом косолапый мишка.
Не только спрашивайте с ребенка, но и рассказывайте ему интересные истории из вашей жизни, из вашего детства, например, кем вы хотели стать, о чем мечтали.
Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная (монологическая)речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют,либо развиваются с большими отставанием.
Поэтому, чтобы ваш ребенок в соответствии овладел связной речью, предлагаю вашему вниманию следующие игры:
Игры на развитие связной речи
Игровое упражнение “Распространи предложение”
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда? Зачем)”. Или более усложнё нный вариант: “Дети идут в школу, чтобы …. Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра “Пойми меня”
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Игра проводится с несколькими детьми. Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше взрослый объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, взрослый спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение “Если бы…”
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
- “Если бы я был волшебником, то …”
- “Если бы я стал невидимым…”
- “Если весна не наступит никогда…”
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
Игровое упражнение “Закончи сам”
Цель – развитие воображения, связной речи.
Взрослый рассказывает начало сказки или рассказа, а ребенку даётся задание продолжить или придумать концовку.
Игра «Профессии»
Цели: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.
Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».
Игра «Закончи предложение»
Цель: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.
Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».
Игра «Почини предложение»
Цель: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.
Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».
Игра «Моя семья»
Цель: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
Игра «Где спрятана игрушка»
Цель: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.
Оборудование: игрушки.
Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».
Игра «Маленькое нужное слово»
Цель : познакомить детей со значением в речи простых предлогов.
Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель, сюжетные картинки.
Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.
Игра «Составь рассказ»
Цель: развить связную речь детей.
Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.
Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
Помните, что дети 5-6 лет должны уметь:
Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Благодаря этим играм и заданиям вы поможете своему ребенку сформировать связную речь.