Лилия Захарова
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Речевое развитие детей зависит от общей и мелкой моторики и идет параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук.
Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» дети.
С раннего возраста нужна свобода действий, т. к. движения сопутствуют развитию речи. Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук. Каждый день нужно делать ребенку массаж кистей рук.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Можно предложить детям:
1. Упражнения без речевого сопровождения.
Эти упражнения рекомендуется выполнять до пальчиковых игр, сопровождающихся речью. Но это не значит, что они должны проходить в полном молчании. Все положения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет разобраться ему со сложными понятиями “сверху”, “снизу”, “левый”, “правый”, выучить названия пальцев и т. д. После того, как ребенок научится самостоятельно выполнять все упражнения, можно придумывать небольшие сказки, диалоги, изображать героев с помощью рук.
- “Зайчик” (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак).
- “Коза рогатая” (указательный и мизинец выпрямлены, большой палец на согнутых безымянном и среднем).
- “Слоненок” (средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце).
- “Очки” (пальцы правой и левой рук сложить колечками и поднести к глазам).
Также с помощью пальчиков вы можете изобразить пистолетик, как ходит человечек, или ежика, ковшик, стул, стол, мячик, кошку, собаку, замочек, бабочку, показать, как распускается цветочек, как кошка выпускает коготки, как заводится моторчик и т. д.
2. Пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики.
Взрослый читает стихи или потешки, сопровождая их движениями пальцев или кистей рук:
1.“Ладушки” (рус. нар. потешка).
2. «Сорока» (рус. нар. потешка)
3.“Детки”.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные.
Все такие нужные.
4.“Пальчики”.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять,
Они спрятались опять.
5.“Дом и ворота” -
На поляне дом стоит, -
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
6.“Засолка капусты”.
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
7.“Замок”.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли.
8.“Моя семья”
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
3. Упражнения-игры :
- “посыпаем дорожку” (предложить ребенку посыпать песком, пшеном, манкой дорожку на столе). Посыпать нужно тремя пальчиками, сложив их “щепоткой”, не выходя за края дорожки. Цель – развитие трех пальчиков, которые будут держать ручку, карандаш.
- “собираем грибы” (разложить на полу кусочки поролона, разные пуговицы и предложить малышу собрать “грибочки” в корзину). Собирать тремя пальчиками.
- “вылови из воды” (в миску с водой бросить кусочки пробки, веточки). Предложить малышу выловить все эти предметы с помощью ложки или сита, которые держать в правой руке. Если ребенок левша – в левой.
- “разложи по порядку” (высыпать в миску бусинки, пуговицы двух цветов). Предложить собрать в одно блюдце бусинки одного цвета, в другое – другого. Собираем тремя пальчиками.
- “колбаски, колобки, блинчики” (лепим из пластилина).
- “открой и закрой” (поставить перед ребенком несколько баночек с закрытыми крышками). Предложить открыть баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Баночки должны быть разного размера и формы.
- “Золушка” ( поставить перед ребенком 3 миски: одна заполнена горохом и фасолью, 2 другие миски пустые). Предложить в одну миску двумя пальчиками собрать горох, а в другую фасоль. Можно усложнить задание: движения выполнять одновременно левой и правой рукой.
- «Рвем бумагу». Предложить небольшую бумажку разорвать двумя пальчиками на мелкие кусочки. Нужно сделать это быстро.
- «Узелки». Незнайка завязал узелки на толстой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать. Взрослый развязывает первый узелок, ребенок все остальные.
4. Мы рисуем:
- рисуем вертикальные линии, карандашом или фломастером (сверху вниз);
- рисуем горизонтальные линии (слева направо);
- рисуем на подносе (высыпать на поднос манку и проводить разные линии);
- рисуем ладошкой (в специальные краски опускать ладошку и “рисовать”);
- рисуем пальцем и пробкой (“печатать” можно и с помощью карандаша, крышки);
- рисуем веревочкой (рыбку, мышку, сердечко, улитку);
- учимся технике "примакивания" (кисточкой, смоченной в краске - получается отпечаток, похожий на огонек, листик, цветочек).
5. Используем:
- шнуровку (нанизывание бусинок на шнурок);
- конструктор, кубики, мозаику;
- складываем матрешки, пирамидки, вкладыши;
- застегиваем пуговицы, крючки, молнии;
- собираем пазлы, разрезные картинки, кубики;
- мнем ручками поролоновые шарики, губки;
- массаж пальчиков с помощью массажных мячиков, эспандеров, су-джок.
Соблюдайте правило – при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком. Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши.
Все игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, память, внимание, творческую фантазию и логику малыша.
Не забывайте сопровождать все игры речью! Объясняйте ребенку все, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите ребенка даже за незначительные достижения.
Желаем Вам и вашему малышу больших успехов!