Лилия Захарова
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Речевое развитие детей зависит от общей и мелкой моторики и идет параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук.
Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» дети.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и упражнения для развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
С раннего возраста нужна свобода действий, т. к. движения сопутствуют развитию речи. Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук. Каждый день нужно делать ребенку массаж кистей рук.
Необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Можно предложить детям:
1. Упражнения без речевого сопровождения.
Эти упражнения рекомендуется выполнять до пальчиковых игр, сопровождающихся речью. Но это не значит, что они должны проходить в полном молчании. Все положения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет разобраться ему со сложными понятиями “сверху”, “снизу”, “левый”, “правый”, выучить названия пальцев и т. д. После того, как ребенок научится самостоятельно выполнять все упражнения, можно придумывать небольшие сказки, диалоги, изображать героев с помощью рук.
- “Зайчик” (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак).
- “Коза рогатая” (указательный и мизинец выпрямлены, большой палец на согнутых безымянном и среднем).
- “Слоненок” (средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце).
- “Очки” (пальцы правой и левой рук сложить колечками и поднести к глазам).
Также с помощью пальчиков вы можете изобразить пистолетик, как ходит человечек, или ежика, ковшик, стул, стол, мячик, кошку, собаку, замочек, бабочку, показать, как распускается цветочек, как кошка выпускает коготки, как заводится моторчик и т. д.
2. Пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики.
Взрослый читает стихи или потешки, сопровождая их движениями пальцев или кистей рук:
1.“Ладушки” (рус. нар. потешка).
2. «Сорока» (рус. нар. потешка)
3.“Детки”.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные.
Все такие нужные.
4.“Пальчики”.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять,
Они спрятались опять.
5.“Дом и ворота” -
На поляне дом стоит, -
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
6.“Засолка капусты”.
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
7.“Замок”.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли.
8.“Моя семья”
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
3. Упражнения-игры :
- “посыпаем дорожку” (предложить ребенку посыпать песком, пшеном, манкой дорожку на столе). Посыпать нужно тремя пальчиками, сложив их “щепоткой”, не выходя за края дорожки. Цель – развитие трех пальчиков, которые будут держать ручку, карандаш.
- “собираем грибы” (разложить на полу кусочки поролона, разные пуговицы и предложить малышу собрать “грибочки” в корзину). Собирать тремя пальчиками.
- “вылови из воды” (в миску с водой бросить кусочки пробки, веточки). Предложить малышу выловить все эти предметы с помощью ложки или сита, которые держать в правой руке. Если ребенок левша – в левой.
- “разложи по порядку” (высыпать в миску бусинки, пуговицы двух цветов). Предложить собрать в одно блюдце бусинки одного цвета, в другое – другого. Собираем тремя пальчиками.
- “колбаски, колобки, блинчики” (лепим из пластилина).
- “открой и закрой” (поставить перед ребенком несколько баночек с закрытыми крышками). Предложить открыть баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Баночки должны быть разного размера и формы.
- “Золушка” ( поставить перед ребенком 3 миски: одна заполнена горохом и фасолью, 2 другие миски пустые). Предложить в одну миску двумя пальчиками собрать горох, а в другую фасоль. Можно усложнить задание: движения выполнять одновременно левой и правой рукой.
- «Рвем бумагу». Предложить небольшую бумажку разорвать двумя пальчиками на мелкие кусочки. Нужно сделать это быстро.
- «Узелки». Незнайка завязал узелки на толстой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать. Взрослый развязывает первый узелок, ребенок все остальные.
4. Мы рисуем:
- рисуем вертикальные линии, карандашом или фломастером (сверху вниз);
- рисуем горизонтальные линии (слева направо);
- рисуем на подносе (высыпать на поднос манку и проводить разные линии);
- рисуем ладошкой (в специальные краски опускать ладошку и “рисовать”);
- рисуем пальцем и пробкой (“печатать” можно и с помощью карандаша, крышки);
- рисуем веревочкой (рыбку, мышку, сердечко, улитку);
- учимся технике "примакивания" (кисточкой, смоченной в краске - получается отпечаток, похожий на огонек, листик, цветочек).
5. Используем:
- шнуровку (нанизывание бусинок на шнурок);
- конструктор, кубики, мозаику;
- складываем матрешки, пирамидки, вкладыши;
- застегиваем пуговицы, крючки, молнии;
- собираем пазлы, разрезные картинки, кубики;
- мнем ручками поролоновые шарики, губки;
- массаж пальчиков с помощью массажных мячиков, эспандеров, су-джок.
Соблюдайте правило – при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком. Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши.
Все игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, память, внимание, творческую фантазию и логику малыша.
Не забывайте сопровождать все игры речью! Объясняйте ребенку все, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите ребенка даже за незначительные достижения.
Желаем Вам и вашему малышу больших успехов!