Юлия Нарожная
Консультация для воспитателей и родителей «Упражнения по развитию мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно взаимосвязаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно – коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученные проведя множество опытов и исследований большого количества детей выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Упражнения по развитию мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать с раннего возраста. Проводя активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик – дедушка, (трем или загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка (трем или загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка (трем или загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка (трем или загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – это Я (трем или загибаем мизинец пальчик)
И вся моя семья (потерание кулачка другой рукой).
В этих стишках можно сгибать или тереть пальцы, начиная то с большого то с мизинца, на правой руке, затем на левой руке.
Для тренировки пальце можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного занятия.
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средние пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т. к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Можно пальцами рук изображать фигурки животных, предметы, птиц. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить : разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Например, такой рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурки кота, дерева, гнездо с птенцами). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изображаем птичку). Кот испугался и убежал. (изобразить кота).
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Выполнение фигурок из пальцев.
ДОМИК.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
(ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
ОЧКИ
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют кольца. Колечки поднести к глазам).
СТУЛ.
Ножки спинка и сидение –
Вот вам стул на удивление.
(Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок хорошо выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз).
ШАРИК
Надуваем быстро шарик
Он становиться большой.
Вдруг шар, лопнул, воздух вышел.
Стал он тонкий и худой.
(все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит» и пальчики принимают исходное положение).
ЕЛКА
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними.
Пальчики ты разведи.
(Ладошки от себя, пальчики пропускают между собой (ладошки под углом друг другу) Пальчики выставляют вперед. Локотки к корпусу не прижимают)
СОБАКА
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
ЖУК
Жук летит, жужжит жужжит,
И усами шевелит.
(пальчики в кулачок, указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими).
ПТИЧКА
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.
ФИЛИН
Сидит филин на суку.
И кричит БУ – бу – бу – бу.
ДЕРЕВО
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
(прижать руки, тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами).