Елена Полякова
Консультация для родителей «Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри.
Публикация «Консультация для родителей „Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В современной литературе достаточно популярным является подход к содержанию работы по развитию мелкой моторики дошкольников с использованием игры. Данный подход представлен в книге «Пальчиковый игротренинг» М. С Рузиной, который основан на взглядах М. М. Кольцовой на развитие движений пальцев рук в дошкольном возрасте Помимо игры данный исследователь предполагает использовать предметную деятельность и продуктивные виды деятельности, в том числе вязание, шитье и вышивание, а также театрализованную деятельность.
Комплексную работу по развитию мелкой моторики описывают С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, СВ. Щербинина в книге «Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать» в которой используются все виды деятельности, доступные ребенку дошкольноговозраста.
Развитие движений рук должно, по их мнению, происходить регулярно, только тогда будет достигнут наилучший результат. Это главный принцип описанной концепции. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем можно позаниматься с ребенком, чтобы развить ручную умелость?
запускать пальцами мелкие волчки.
Разминать пальцами пластилин, глину
Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой.
Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять.
Показать отдельно только один палец - большой.
Барабанить пальцами обеих рук по столу.
Махать в воздухе только пальцами.
Кистями рук делать «фонарики»
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
Собирать все пальцы в щепотку
Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец.
Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками
Закручивать шурупы, гайки
Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, пазлами (сначала по образцу, потом по памяти и самостоятельно);
Складывание и раскладывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков)
Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на три и на четыре. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем - по памяти.
Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв;
Обведение контуров предметных изображений (раскраски)
Игра с вкладышами
Рисование в воздухе
Аппликация
Игры с песком, водой
Мять руками поролоновые шарики, губку, ручной эспандер
Шить, вязать на спицах
Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
Многократное поочередное вьшолнение движений руки: кулак — ладонь -ребро
Поочередная смена положений рук: левая рука-кулак, правая — ладонь; затем наоборот: правая рука - кулак, левая ладонь.
Рисовать, раскрашивать, штриховать
Резать ножницами
Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)
Исправление недостатков мелкой моторики у детей происходит через выполнение детьми большого количества упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, одновременности (синхронности) движений пальцев.