Наталья Николаевна Мусина
«Развитие мелкой моторики — важный фактор развития речи» Консультация для родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики – важный фактор развития речи»
Подготовила:
учитель-логопед Мусина Наталья Николаевна
Публикация «„Развитие мелкой моторики — важный фактор развития речи“ Консультация для родителей,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Важно обращать на это внимание уже с первых лет, и даже месяцев. Как правило, формирование речевых областей в головном мозге к двум годам завершаются, но совершенствование продолжается еще несколько лет.
Функции речи и кистей рук тесно взаимосвязаны, а ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать любым попавшим ему в руку предметом именно с помощью рук
.
Задача родителей-помочь малышу использовать возможность ручек полноценно. Чем лучше и раньше будет использована эта возможность, тем больше вероятность добиться успеха в речевой деятельности, и особенно у детей с проблемами здоровья или развития. Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний кончиков пальцев удается добиться эмоционально-положительной реакции даже у ребенка с глубокой задержкой развития. Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина подчеркивая единство речевых и когнитивных процессов отмечали необходимость выработки стратегиии тактики содержания коррекционного развития речи. Ранняя стимуляция моторного развития,коррекция двигательных нарушений будут способствовать более успешному развитию речи. Эмоциональная окрашенность позволяет ребенку запомнить действие.
Первые звукоподражания вызываются именно с помощью эмоциональной положительной реакции малыша. Не даром мы с детства помним нашу «Сороку - ворону…»Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек с помощью которых устанавливается тесный контакт с ребенком.
Затем вызывается подражание, а лучше непроизвольное желание подражать действиям взрослого, и затем уже простейшим словам и действиям.
По мере роста малыша и при овладении им играми можно усложнять и пальчиковые манипуляции. Уже они могут иметь вид игр, в которых участвуют все пять пальчиков и желательно ладошки, на поверхности которых находится множество нервных окончаний. Это будет способствовать активации активных точек и собственно речи малыша.
Одобрение родителями любой деятельности ребенка связанной с тонкими движениями рук должно быть постоянным.
Объём движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс все пять пальцев руки, так ка у каждого из них свой коэффициент полезного действия при развитии двигательной области коры головного мозга и соответственно речевой деятельности.
В комплекс упражнений нужно включать задание на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Это и послужит сигналом к тому, что малышу требуется помощь взрослого. Помощь взрослого должна заключаться в организации игр, пальчиковых стихов, игр с крупами, с пипеткой, массаж и самомассаж пальчиков орехами, шариками Су -Джокк.
Все эти приемы должны быть организованы в игровой форме, эмоционально окрашены и интересны малышу. Роль мелкой моторики описывалась многими известными учеными Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
А наша задача помочь ему, поддержать,направить.
Список литературы:
1. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Играем пальчиками – развиваем речь. // Москва, 2008.
2. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. // Ярославль «Академия развития», 1998.
3. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма. // Дошкольное воспитание, 1976.
4. Федосова Н. А. Готовим ребенка к письму. // Дошкольное воспитание. 1996.
5. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.
6. Сазонова А. В., Боричева Г. А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. // Детство-Пресс, 2006 г.