Анна Забродина
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – важнейший стартовый период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, интеллектуального развития. Происходит это не само собой, а под влиянием окружающей среды и развивающего общения с взрослыми и сверстниками. Основная роль в становлении личности ребенка принадлежит взрослым: родителям и воспитателям.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий с предметами, в игре, на занятиях. Основная деятельность ребенка раннего возраста – предметная. Примитивные, на первый взгляд действия: ощупывания, перекладывание предметов, бросание мяча, действия с совком, помогают осваивать окружающий мир, накапливать чувственный опыт, познавая в действии свойства предметов: форму, цвет, величину.
Параллельно происходит развитие мелкой моторики и координации движений. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Первый этап мышления называют наглядно-действенным, «ручным» - только манипулируя предметами ребенок может познать их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает действиями, руками.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти пальцев оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, вкладыши, действия с пуговицами, застежками: молния, липучки, наборы колец, шариков разной величины для прокатывания и нанизывания, игры с открывающимися игрушками: матрешками, коробочками, действия с карандашами, глиной, тестом. Хорошим средством для развития пальцев является пальчиковый театр.
Детям интересно закручивать и окручивать винты, крышки, собирать и разбирать предметы. К навыкам мелкой моторики относится умение держать, поворачивать предмет, тянуть, толкать, брать мелкие предметы двумя пальцами, действовать ложкой, совком, вытирать руки после мытья полотенцем. С этих умений начинаются формироваться навыки самообслуживания в быту, развивается посильная самостоятельность.
Исследование физиологов подтверждают прямую зависимость развития речи от сформированности тонких движений рук. Такую тренировку следует начинать со второго года жизни: помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами, используйте игры, которые соединяют в себе поэтическое слово и движение. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала замечательные потешки, прибаутки, пальчиковые игры, где реальный мир представлен художественно-ярко («Сорока -сорока», «Ладушки», «Пальчик - мальчик») Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.
3. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребенка.
4. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
5. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.
6. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 8 месяцев. Начинать с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев, затем поглаживать и растирать каждый пальчик вдоль и поперек. Затем можно выполнять некоторые упражнения для пальцев, нов пассивной форме, то есть взрослый сгибает и разгибает пальчики малыша. Детям после 1 года нужно давть катать между ладошками, пальчиками шарики, палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы. Начиная с полутора лет, детям дают более сложные задания, специально напраленные на развитие тонких движений пальцев – застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровки. Все упражнения пальчиковой гимнастики разделяют на три группы.
1 Упражнения для кистей рук. Развивают подражательную способность, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время, учат переключаться с одного движения на другое. «Фонарики», «Колечко», «Вилка».
2 Упражнения для пальцев условно статические совершенствуют полученные навыки на более высоко уровне и требуют более точных движений «Очки», «Колечко», «Вилка».
3 Развивает точную координацию движений, учит сгибать и разгибать пальцы, учат противопоставлять большой палец остальным «Семья», «Домик», «Пальчики здороваются».
Для детей 3 года жизни советуем приобрести набор для игр с песком и водой: лопатку, совочек, грабельки, лейку.
Покажите, как правильно пользоваться ими, при этом делайте конкретное задание: взрыхлить, вскопать, полить. Дети должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что, выполняя ее, они приносят пользу. Наверняка ребенку понравится копаться в земле, песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка. Находясь в саду, во дворе или на берегу водоема предоставьте ребенку возможность поближе познакомиться с пеком, глиной, водой. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Надо играть с ним, поместите в отдельные коробочки (мешочки) мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит.
Зимой под рукой другой материал – снег. Перед ребенком открывается возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно научить детей работать лопаткой: разгребать снег, сгребать в кучу, расчищать дорожки и т. д. К тому же на снегу можно рисовать.
Советуем познакомить ребенка с различными продуктами и процессом приготовления пищи. Пусть поможет насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать сахар в чашке. Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени, вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения и также на развитие речи.