Лариса Юрьевна Кудисова
Консультация для родителей «Формирование правильного звукопроизношения у детей 4–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самый подходящий возраст для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении родного языка.
Важно исправлять нарушения речи вовремя, то есть в детском саду. И это крайне важно. Многие рассуждают: ну подумаешь, не выговаривает ребенок пару букв, понять-то его можно! Однако у детей с логопедическими проблемами в первых классах школы всегда возникают ошибки на письме – как говорят, так и пишут. В этих случаях ребенку нужна будет помощь логопеда, а не репетитора по русскому языку. Нарушения речи можно исправить и в школе, но это потребует больше сил и времени, чем в детском саду. К тому же есть опасность, что на ваше такое умное – разумное, но с дефектами речи чадо быстренько приклеят ярлык «двоечник», от которого потом будет непросто избавиться.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование правильного звукопроизношения у детей 4–6 лет“» размещена в разделах
Специалисты утверждают, что все дефекты речи исправимы. Главное – грамотно подобрать упражнения и запастись терпением. Возможно, у вашего ребенка какая-то физиологическая особенность, мешающая ему правильно говорить, - короткая уздечка, толстый язык, высокое небо в сочетании с коротким языком или что-нибудь еще… Каждый ребенок индивидуален, каждому нужна своя методика. Поэтому так важно обратиться к специалисту, а не надеяться только на свои силы или что «все само пройдет». В этом случае логопед посоветует специальные упражнения, которые помогут ребенку справиться с этими проблемами.
Родители делают большую ошибку, пытаясь самостоятельно научить ребенка произносить какой-либо звук. Если ваш ребенок упорно говорит «ыба», не надо по сто раз повторять: «Скажи р-р-рыба!». Ребенок не знает, как правильно поставить язычок, и будет говорить по своему, закрепляя неправильную постановку звука. Часто родители, бабушки и дедушки повторяют неправильную речь детей, ведь она так очаровательно звучит! Но все хорошо в меру, и сюсюканье должно закончиться в свое время. Нельзя говорить с четырехлетним ребенком, как с годовалым. Малыш должен слышать правильную речь, и общаться с ним нужно по-взрослому.
Когда же и как определить – в норме или нет речевое развитие ребенка?
Родителям надо задуматься, если:
- в три года ребенка никто, кроме мамы, не понимает;
- после трех лет ребенок не говорит распространенными предложениями;
- в четыре года ребенок не выговаривает свистящие и шипящие звуки (хотя бы даже какой-то один);
- в пять-шесть лет ребенок еще не говорит звуков Л или Р.
Как мы уже выяснили, самостоятельно пытаться ставить ребенку звуки не надо. А вот заниматься развитием речи не только можно, но и просто необходимо с самого рождения.
Однако нельзя требовать от ребенка слишком многого, заставлять его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком сложные стихи. Все это перегружает нервную систему ребенка. Утомляет его речевые механизмы и даже может привести к заиканию. Занятия должны быть в радость и малышу, и родителям.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Формирование правильного звукопроизношения состоит из нескольких этапов:
1. Развитие речевого дыхания;
2. Развитие мелкой моторики;
3. Логопедический массаж;
4. Развитие артикуляционного аппарата.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Взаимосвязь мелкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Развивая мелкую моторику, можно преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Детям с речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения необходим логопедический массаж. Говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Самым важным этапом в системе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения является выработка определенного положения органов артикуляционного аппарата, его подвижности, координированности и переключаемости движений, что достигается проведением специальной артикуляционной гимнастики.
Перечень игр для каждого этапа формирования звукопроизношения.
Игры на развития речевого дыхания:
- «Футбол», «Перышко», «Чей пароход лучше гудит?», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Морские волны», «Надуй шарик», «Поем песенки», «Вьюга», «Чей одуванчик раньше улетит?», «Пускание корабликов», «Ныряльщики», «Пароход», «Птицеферма», «Фокус» и др.
Рекомендации родителям
по выполнению дыхательной гимнастики
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным, плавным.
Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на
начальном этапе можно прижимать их ладонями).
Упражнения можно выполнять как в положении сидя,
так и стоя.
Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Через несколько занятий усложните упражнения: во
время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
Вышеперечисленные игровые упражнения можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Игры на развитие мелкой моторики:
- «Умная шнуровка – ручкам тренировка», мозаика, пирамидка, пазлы, матрешка, конструктор; пальчиковая гимнастика: «Сделай бинокль», «Шагаем через кочки» и др.
А также чаще надо давать малышу карандаши, ручки, мелки, ножницы, краски и рисовать, вырезать вместе с ним. Также хорошо давать мелкие игрушки (до трех лет – только под присмотром взрослых). Можно катать маленькие шарики из бумаги, разрывать на мелкие кусочки газету, завязывать узелки и бантики, лепить из пластилина, играть с мокрым песком, выкладывать узоры из камней, шишек, спичек…
Логопедический массаж включает в себя:
Упражнения для:
мышц плечевого пояса;
мышц шеи;
жевательно – артикуляторных мышц;
мимико – артикуляторных мышц;
стимуляции движений нижней челюсти;
мышц зева, глотки;
активизации мышц мягкого неба;
языка, губ, щек.
Упражнения - игры логопедического массажа:
- «Кислый лимон», «Сладкое варенье», «Я любуюсь», «Я удивлен», «Весело – грустно», «Дразнилка», «Понюхай цветок», «Незнайка», «Да-нетка», «Открывает щука рот» и др.
Для развития артикуляционного аппарата необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Данная гимнастика делится на начальный (подготовительный) комплекс и специальный комплекс упражнений на определенную группу звуков.
Начальный комплекс упражнений:
- «Качели», «Часики», «Заборчик», «Улыбка», «Накажи непослушный язычок» и др.
Специальные артикуляционные упражнения
для постановки звуков «С, З, Ц»
- «Трубочка», «Почисти нижние зубки», «Кошка сердится», «Катушка» и др.
Специальные артикуляционные упражнения
для постановки звуков «Ш», «Ж»
- «Испекли мы вкусный блин», «Чашечка», «Вкусное варенье» и др.
Специальные артикуляционные упражнения
для постановки звуков «Л»
- «Кошка лакает молоко», «Индюк-болтун», «Почисти верхние зубки», «Парус», «Самолет гудит» и др.
Специальные артикуляционные упражнения
для постановки звуков «Р»
- «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет» и др.
Также есть множество игр для вызывания и уточнения звуков :
- «Холодный ветерок», «Змейка», «Паровозик», «Насос», «Игра на балалайках», «Мухи в паутине», «Лес шумит», «Тишина», «Шар лопнул», «Комары», «Зоопарк» и др.
Если ребенок произносит изолированно определенный звук, а в словах, предложениях его нет, то необходимо данный звук автоматизировать, то есть закрепить сначала в слогах (прямых и обратных, затем в словах (простых, сложных, в простых фразах, потешках, стихах. Но это только после консультации с логопедом. Существует множество игр на автоматизацию звуков :
- «Лабиринт», «Угадай», «Эхо», «Звуковая дорожка», «Волшебная палочка», «Живое – неживое», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Закончи предложения по картинкам», «Посчитай», «Исправь ошибку», «Какой, какая, какое, какие?», «Найди слово», «Подбери слова» и др.
Логопед рекомендует
Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.
За одно занятие не следует давать больше 2-5 заданий (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка).
Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20-25 минут.
К следующим заданиям следует переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.
В случае затруднений при выполнении заданий родители могут проконсультироваться с воспитателем или логопедом.
Хвалите ребёнка за каждый правильный ответ, ни в коем случае не наказывайте и не ругайте за ошибки. Иначе, ребёнок будет стремиться увильнуть от выполнения домашних заданий.
Трудности ребёнка, его ошибки – это не его вина, а проблемы, которые можно решить только совместно с родителями, воспитателями, логопедом и ребёнком.
Но если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два и особенно если в течение беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарств, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав анатацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения. Не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении «неговорящий» малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.