Айгерим Габдуллина
Артикуляционная гимнастика — основа для формирования правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика - основа для формирования
правильного звукопроизношения.
Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Публикация «Артикуляционная гимнастика — основа для формирования правильного звукопроизношения» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Артикуляция звуков происходит при помощи органов артикуляции : языка, губ, челюстей, твердого и мягкого неба, альвеол (речевой профиль). Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными. Главным органом артикуляции является - язык. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании почти всех звуков. Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам.
Артикуляционная гимнастика служит для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи, перечисленных выше.
Артикуляционная гимнастика – подготовительные упражнения органов артикуляции к постановке звуков, а так же для формирования правильного звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, продолжительность 5-7 минут.
2. Движения выполняются перед зеркалом. Зеркала должны быть индивидуальными в пластмассовом корпусе, на подставке. Каждое зеркало обрабатывается.
3. Взрослый контролирует правильность выполнения движений каждым ребенком. Самоконтроль ребенка перед зеркалом.
4. Движения выполняются неторопливо, ритмично, четко.
5. При отборе материала для артикуляционной гимнастики не обходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Для этого применяются стихотворения или символы - картинки.
6. Выполнение каждого упражнения отводится некоторое время, чтобы органы артикуляции на какой миг «замирали» в определенной позиции. Педагог в это время медленно считает.
7. На одно занятие берется не более 5-7 упражнений (2-3 упражнения для губ, 3-4 упражнения для языка).
8. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены. Должна быть предусмотрена техника безопасности при работе с зеркалами.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
- использование игрового приема (рассказ или стихотворение о предстоящем упражнении);
- показ упражнения взрослым;
- выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
- проверка правильности выполнения, указание на ошибки;
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными, координированными.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить. Если логопед видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не со всем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание воспитателю, родителям отработать с детьми эти движения. Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т. е. с преодолением сопротивления. Дополнительно может применяться массаж.
Артикуляционная гимнастика проводится по следующей схеме:
- упражнения на развитие подвижности нижней челюсти;
- упражнения для губ;
- упражнения для языка;
- упражнения на развитие дыхания.
Упражнения на развитие подвижности нижней челюсти.
1. Упражнение: «Бегемоты открывают рот».
Учит спокойно открывать рот, расслабляя мышцы языка, удерживать губы и язык в заданном положении. Дети широко открывают рот.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
2. Упражнение: «Домик открывается».
Учит спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка, удержание губ и языка в заданном положении. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Упражнения для развития подвижности губ.
1. Упражнение: «Улыбка».
Вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность. Растянуть губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы, а затем снова вернуться в исходное положение.
Тянуть губки прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются. Смеются…
А глаза у них, как блюдца.
2. Упражнение: «Заборчик».
Вырабатывает умение удерживать губы в непроизвольной улыбке, обнажая нижние и верхние зубы, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы-
Посчитаем наши зубы.
3. Упражнение: «Хоботок слонёнка».
Вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, их подвижность. Рот приоткрыт. Губы вытянуты вперед. Видны верхние и нижние зубы.
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану,
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
4. Упражнение: «Трубочка».
Вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, их подвижность. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой и держать в таком положении, считая до пяти.
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
5. Упражнение: «Рупор»
Укрепляет круговую мышцу рта, развивает умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
Рупор мы изобразили-
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Рупор надо удержать.
6. Чередование упражнений «Улыбка» - «Хоботок» - «Дудочка».
Укрепляет мышцы губ и тренирует их подвижность путём чередования позиций губ. Развивает произвольное внимание.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка - погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять!
Упражнения для развития подвижности языка.
1. Упражнение “Накажем непослушный Язычок”.
Расслабляет мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Учит удерживать язык распластанным, широким. Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки : пя-пя-пя.
А теперь уж не зубами-
Я пошлё паю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
2. Упражнение “Блинчики на тарелочке», «Лопаточка».
Вырабатывает умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (тарелочку). Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения “Накажем непослушный Язычок”, т. к. мышцы языка очень хорошо расслабляются и язычок становится широким.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
3. Упражнение “Иголочка”.
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Следить, чтобы во время выполнения упражнения хорошо были видны верхние и нижние зубы.
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и ссужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
1-22-3-4-5,
Иголку я могу держать.
4. Чередование упражнений: «Лопаточка-иголочка».
Язык лопаткой уложи
И спокойно подержи.
А потом - раз, два, три -
Как иголку заостри.
5. Упражнение: «Качели».
Развивает подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
Мы сегодня песни пели
И качались на качели,
Язычок качался тоже
Покажите, как? Похоже.
Вверх-вниз, вверх-вниз, язычок, не ленись!
Подбородок доставай
И про нос не забывай!
Выше дома, выше ели
На качелях мы взлетели.
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (эльвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем — до мягкого нёба.
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.