Лариса Долгачева
Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Уже в раннем возрасте у ребенка начинают формироваться такие черты характера как уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, упорство в её достижении. Успешное формирование вышеперечисленных качеств, начинается с привития ребенку навыков самообслуживания.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование навыков самообслуживания имеет главное значение для развития познавательной деятельности ребенка раннего возраста, а, следовательно, и для его психического развития. Когда ребенок учится самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия, ему приходится обследовать различные предметы и орудия.
Именно через овладение практическими действиями по самообслуживанию у малыша развивается и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте. Изначально малыш знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, только после этого становится способным «кормить» игрушку-куклу.
Процесс формирования навыков самообслуживания важен для любого ребенка, а особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Для успешной социализации и адаптации в обществе необходимо успешное овладение навыками самообслуживания.
Этот процесс у детей с особыми потребностями, чаще всего значительно растянут по времени из-за особенностей развития ребенка, а также по причине гиперопеки со стороны родителей «особого» ребенка, так как за него стараются выполнять многие вполне посильные действия. Родителям необходимо понимать возможности ребенка с ОВЗ и как можно раньше привить ребенку навыки самообслуживания.
Очень важно, что для овладения навыками самообслуживания, родители должны выполнять действие совместно с ребенком: становится за спину ребенка (как бы обнимаем его и становимся одним целым) берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.
Взрослый должен выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Например, обучая ребенка пользоваться кружкой, взрослый показывает (руками ребенка, как одной рукой взять кружку за ручку, другой поддерживать ее; как поднести кружку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить ее на стол.
Каждая операция обязательно сопровождается словесным разъяснением, например, : «Возьмем футболку, найдем воротник… вот он. Положим футболку перед собой. Теперь проденем руки в рукава…» и т. д.
Любое стремление ребенка к самостоятельности должно поощряться. Похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие подарки. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.
Знакомя ребенка с различными предметами в процессе обучения его действиям по самообслуживанию, необходимо обращать внимание ребенка на цвет предметов и постараться, чтобы предметы (чашка, тарелка, вешалка для полотенца и т. д.) были по возможности ярких, насыщенных тонов. Это поможет ребенку при первоначальном знакомстве малышей с бытовыми предметами, действиями, которыми дети должны овладеть. Так как, цветовые и другие зрительные качества, помогают малышу ориентироваться в ситуации.
Следует отметить, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит :
• от индивидуальных особенностей ребёнка,
• типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик,
• от скорости запоминания,
• от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.
Освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным и умелым. Формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Аккуратность в воспитании ребенка имеет очень важное значение. Личные вещи ребенка, игрушки должны лежать на определенном месте. Необходимо стараться, чтобы малыш запомнил, где лежит каждая вещь, и всегда клал ее на место.
Используемая литература:
1. Моржина Е. «Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома».
2. Луговая Л. «Этот удивительный ранний возраст».
3. Теплюк С. «Истоки самостоятельности».