Оксана Лавриненко
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация работы в дошкольном учреждении по профилактике зрительных нарушений и воспитанию у детей сознательного отношения к лечению и охране зрения»
Цель: формирование у родителей представлений о необходимости воспитания у дошкольников сознательного отношения к лечению и охране зрения.
Публикация «Консультация для родителей детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
Ход консультации:
В специальном дошкольном учреждении в окружении сверстников с таким же недугом ребенок не видит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении упражнений для развития зрения.
Одним из наиболее важных преимуществ лечения и восстановления зрения в детском саду для детей с нарушением зрения является то, что ребенок окружен воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживают интерес ребенка к лечению. Лишь в том случае, когда ребенок занимается с желанием и интересом, лечение может быть успешным.
Восстановление бинокулярного зрения обречено на неудачу, если у больного нет желания добиться успеха. В связи с этим возрастает значение тифлопедагога и воспитателя в воздействии на результат восстановления зрения.
Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения - важное направление профилактической работы образовательного учреждения. Оно реализуется посредством приучения детей с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками, бережному обращению с оптикой; побуждения желания вылечиться; формирования знаний у дошкольников о здоровом образе жизни, о рациональной организации зрительного труда; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.
Уже в детском саду педагоги знакомят детей с правилами гигиены, обращают внимание малышей на правильное умывание глаз, а у старших дошкольников формируют культурно-гигиенические навыки.
Педагоги обращают внимание детей на то, что когда они снимают очки, то их зрительные возможности значительно падают, что осложняет ориентировочную и контролирующие функции зрения. В результате ребенок может допустить оплошность: положить очки на край стола, что приведет к их падению. С целью предупреждения таких ситуаций формируют у слабовидящих детей компенсаторный способ выполнения практических действий подобного рода: перед тем как положить на стол предмет, на его край положить руку (ладонь, а рядом с ней уже предмет. Можно использовать и другой прием: класть очки на цветной фон, контрастный поверхности стола. Детей дошкольного возраста знакомят со свойствами стекла, с хрупкой конструкцией очков. Через эти знания и обучение детей практическим умениям воспитывают у них бережное отношение к очкам, приучают следить за чистотой стекол, протирая их мягкой тряпочкой перед каждым занятием.
Выработка гигиенических навыков зависит от постоянства требований (показ и напоминание) и создания определенных условий, к которым относятся наличие специальных мест (столик с чистым полотенцем, карманчики из ткани в умывальной комнате, в спальне, куда дети могут класть, убирать очки, наличие индивидуальных жестких, легко открываемых очечников с лоскутком ткани для протирания очков и др. Понимая, что дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут самостоятельно содержать стекла очков в идеальной чистоте, педагоги в детских садах призваны обеспечить уход за оптическими средствами. Так, во время тихого часа, когда дети отдыхают, их очки тщательно промывают и протирают.
Практика воспитания и обучения детей с функциональными расстройствами зрения показывают, что часть родителей попустительствуют невыполнению детьми лечебных назначений. Нередки случаи, когда, выходя за территорию образовательного учреждения, родители разрешают детям снимать окклюдоры, очки, а в выходные дни вообще не обращают внимание на эти методы лечения, что не просто снижает эффективность лечения, но и приводит к рецидивам заболеваний. Такие факты, безусловно, актуализируют целенаправленную работу по воспитанию у детей и их родителей адекватного отношения к проблемам нарушения зрения и выполнению лечебно-восстановительных назначений, что возможно и необходимо проводить в рамках коррекционно-развивающего и образовательного процессов.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения осуществляется в тесном единстве с лечебновосстановительным процессом.
Тифлопедагог как специалист призван готовить малыша к осознанному восприятию диагностико-лечебных действий врача. Так, у вновь поступивших в специальный детский сад (младший возраст, глубокое слабовидение) тифлопедагог формирует зрительные представления (образ с точным словесным обозначением) о стимулах (предметные картинки, изображенных на таблице для проверки остроты зрения у детей, об основных цветах. Также тифлопедагог готовит детей к лечению на синоптофоре: на коррекционно-развивающих занятиях дети учатся внешним практическим действиям совмещения двух изображений одного предмета (каждое имеет отдельные детали) в целостную картинку и т. д.
Кроме того, все виды коррекционной работы связаны с задачами лечебного процесса, детям систематически предлагаются упражнения, игры, игры-задания, способствующие активизации зрения, повышению различной чувствительности, развитию глазодвигательной функции и т. д. Такие направленные задания и упражнения офтальмологи рассматривают как лечебно-восстановительные мероприятия. Педагог обращает внимание детей на то, что частое выполнение таких заданий и упражнений способствует лечению их нарушенного зрения. Также педагог знакомит родителей с содержанием подобных игр, убеждает их в обязательном выполнении таких упражнений вместе с детьми в домашних условиях, особенно в выходные дни, мотивируя родительскую активность лечебной направленностью этих занятий.
В рамках общеобразовательного процесса в разделах валеологического и экологического воспитания, в ходе обучения основам безопасности жизни дошкольники овладевают знаниями о роли зрения в жизнедеятельности человека (в игре, познании, учебе, труде, о здоровом образе жизни и его значении для зрения, о факторах среды обитания, которые благоприятны или могут негативно влиять на зрение, о травмоопасных для глаз предметах быта и жизненных ситуациях и др.
Таким образом, воспитательная работа по формированию у детей с нарушением зрения сознательного отношения к вопросам его охраны и развития отражает принципы единства, психолого-педагогических мероприятий, актуализации личностного потенциала ребенка и строиться на комплексном подходе в реализации этого направления профилактической работы в коррекционном учреждении.