Анастасия Бузинова
Консультация для родителей «Автоматизация звуков в речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звуков в речи.
Когда «поставлен» звук, то есть сформирован навык правильной артикуляции и ребёнок может изолированно правильно произнести звук (например, [ с ], [ л ] или [ р ], наступает этап автоматизации.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Публикация «Консультация для родителей „Автоматизация звуков в речи“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Здесь перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение. В детском саду и логопед, и воспитатели бесконечно «поправляют» речь ребёнка и очень важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.
Здесь я познакомлю вас с алгоритмом автоматизации звуков и дам рекомендации по организации помощи своим детям в домашних условиях: по подбору методической литературы, картинного материала, игр и игровых упражнений, словом, со всем тем, что вы сможете использовать дома.
1) Сначала закрепляем произношение звуков в слогах. При автоматизации в слогах, мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c] :
- сначала в прямые слоги: са, со, су, сы,
- затем в обратные: ас, ыс, ос, ус,
- далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса, и, наконец,
- в слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка) : ста, спа, смы, смо, сну, ско и т. п.
Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений. Приведу примеры:
«Здравствуй, пальчик!».
Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными пальчиками, при этом ребё нок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги су, сы, са или другие.
«Поиграй на пианино».
Ребёнок сначала молча ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетая каждый удар с произнесением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется. Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.
«Прошагай по дорожке».
Прошагать по дорожке нужно двумя пальцами: сначала большим и указательным, затем указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Шагать по дорожке можно и нужно и левой, и правой рукой, снизу вверх и сверху вниз.
«Закончи слово».
Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых заканчиваются су, сы, са, со. Он произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает взрослый. Примерные картинки для игры: ли – са, ве – сы, ча – сы, о – са, бу – сы, коле – со, колба – са и др. Можно обойтись и без картинок, в таком случае взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает. (но с картинками интересней).
2) Автоматизация звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку должно быть предложено не менее 60 – 90 картинок, т. е. за занятие он должен произнести столько слов с автоматизируемым звуком.
Здесь можно применять следующие игры:
«Посчитай предметы».
Нужно сосчитать до 10 (или больше, в зависимости от возможностей ребёнка) предметы, изображённые на картинках (если показываются картинки) или названные слова (если картинок нет, например: одна рубашка, две рубашки, три рубашки…. и так далее.
«Собираем бусы».
Перебирать бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова с автоматизируемым звуком.
3) Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.
Сначала взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем ребёнок по предложенной картинке самостоятельно составляет предложение. Если ребёнок затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие вопросы. Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространённые предложения, разнообразные по содержанию и структуре. Лучшие предложения можно записывать в тетрадь. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях производится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов.
4) Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно вместе с ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са, а ребёнок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).
Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.
5) Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.