Кымбат Кукенова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звуков [Р] и [Р’] в речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему : "Автоматизация звуков [Р] И [Р’] в речи"
Логопед Кукенова Кымбат Аскербековна
Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз, Су-джок терапии, элементов логоритмики.
Цель: Автоматизация звуков [Р] и [Р’] в связной речи на различном речевом материале.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звуков [Р] и [Р’] в речи“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
• закреплять навыки правильного произношения звуков [Р] и [Р’];
• развивать фонематический слух, навыки звуко-слогового анализа;
• совершенствовать грамматический строй;
• обогащать словарный запас; развивать связную речь;
• воспитывать навык самоконтроля за собственной речью
Оборудование и материалы: Ноутбук, запись мелодии для логоритмики, слайды для артикуляционной гимнастики, магнитная доска, мыльные пузыри, звуко - слоговые схемы слов, шарики Су-джок, Чудесный мешочек, резиновый мячик, цветные карандаши, конверты с предметными картинками, удочка, картинки для игры «Рыбалка», для игры «Скажи как я».
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня у нас необычное занятие. У нас сегодня много гостей. Давайте, поприветствуем наших гостей. (Дети приветствуют гостей на казахском, русском и английском языках)
А сейчас поиграем в игру «Скажи как я!» (на доске картинки-подсказки) Матрешка – паровозик – конструктор (назови эти предметы одним словом - игрушки) Помидор – огурец – морковь (это овощи, они растут на грядках) Груша – виноград – абрикос (это фрукты, они на растут на деревьях) Строитель – пожарник – врач (это профессии)
2. Сообщение темы занятия.
Какой звук чаще всего встречается в этих словах (Звук [Р]). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звуки [Р] и [Р’]. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я сегодня для вас подготовила много загадок.
3. Артикуляционная гимнастика. Дети садятся за стол
Послушайте загадки:
Он высокий и пятнистый
С длинной, длинной шеей
И питается он листьями
Листьями деревьев. (Жираф)
По реке плывет бревно
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит …. (Крокодил)
Он огромный и усатый,
И к тому же полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - …. (Тигр)
Толстый он, как бегемот
Только на носу растёт
Длинный, острый, крепкий рог.
Грозен в гневе …. (Носорог)
Про кого все эти загадки? Где же можно их увидеть? (В зоопарке).
Сказка «Зоопарк» (Презентация)
Послушайте следующую загадку: Мы их легких и красивых, в очень ярких переливах, Через трубку надуваем и на волю отпускаем.
4. Дыхательная гимнастика (мыльные пузыри) Надуваются мыльные пузыри, дети должны подуть на них, чтобы они поднялись вверх.
Звуко-слоговой анализ слова: (магнитная доска)
Давайте поделим слово пузыри на слоги. (Дети прохлопывают слово и называют количество слогов). Подберите соответствующую слоговую схему для слова пузыри. Ребята, есть ли звук [Р] в слове пузыри? (Дети отвечают). В этом слове звук звучит мягко [Р’]. Каким кружочком его обозначаем? (Дети отвечают). В каком слоге находится звук [Р’]? (Дети отвечают). Подберите соответствующую схему.
5. Су-джок терапия Послушайте, ребята, ещё одну загадку: Лежала между ёлками подушечка с иголками Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж)
Давайте вспомним сказку «Ёжик» и сделаем массаж ладошек и пальцев. Ребята, что вы видите на столе? (шарики Су-джок)
Пришёл ёжик на ладошку, погулял по ней немножко. Каждый пальчик обошёл, на ладошку вновь пришёл. В руку правую возьмём, в кулачок её сожмём: Раз сжимаем, два сжимаем, шарик мы не отпускаем. Кулачок мы разожмём, и следы на ней найдём.
Развитие мелкой моторики (детям раздаются конверты с предметными картинками, в названии которых есть звуки [Р] и [Р’]).
Разложите картинки в зеленую и синюю тарелки, четко проговаривая звуки [Р] и [Р’].
Отгадывать загадки мы можем не только глазами, ушами. А ещё можно угадать предмет руками, т. е. на ощупь. Давайте поиграем в интересную игру.
Игра «Умные пальцы» (Чудесный мешочек) (Дети на ощупь угадывают предметы, описывая качества предмета: мячик, коробка). Из чего сделан этот мяч? (Из резины). Значит он какой? (Резиновый).
6. Гимнастика для глаз. Игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Мой весёлый звонкий мяч (глазами следят за мячом: вправо, влево) Ты куда пустился вскачь? (за мячом: вверх - вниз) Красный, синий, голубой. (за мячом по кругу: вправо, вверх, влево, вниз)
Не умчаться за тобой. (моргают глазами)
Что же находится в коробке? (карандаши) Нужно взять тот карандаш, в названии которого слышим звуки [Р] и [Р’]. (Я беру из коробки чёрный карандаш и т. д.) Нарисуйте на листе бумаги фигуры: треугольник, квадрат, круг. (Я нарисовала красный круг. Я нарисовала розовый треугольник и т. д.)
7. Логоритмика «Мы пойдем …» (выполняются движения под музыку)
Мы пойдем с тобой направо – 1, 2, 3
А потом пойдем налево – 1, 2, 3
А потом мы повернемся – 1, 2, 3
И похлопаем в ладоши – 1, 2, 3
Руки к носу и к ушам, на колени и к плечам
Руки в стороны и вверх, а теперь веселый смех.
Все вместе: ха-ха-ха!
8. Отгадайте загадку Не сеть она и не сачок, рыбу ловит на крючок. (Удочка)
Игра «Рыбалка» (импровизированная речка с рыбками- картинками, на обратной стороне которых изображены предметы со звуками [Р] и [Р’]) «Выловите» картинку, определите место звука [Р] в слове. Вспомните скороговорку с этим словом.
9. Рефлексия
Какие звуки мы сегодня учились правильно произносить? Вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звуки [Р] и [Р’] в словах, в предложениях, в скороговорках.
Сюрпризный момент (Чудесный мешочек) Дети достают из мешочка наклейки. (У меня робот. У меня принцесса.)