Папки-передвижки

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения»

Лилия Мунасипова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика - основа правильного

звукопроизношения».

Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения“» размещена в разделах

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка). Язык – главная мышца органов речи; для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен движения, необходимые для чёткого звукопроизношения. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Рекомендации к проведению упражнений

Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться ежедневно

Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом

• Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.

• Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.

• Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения правильно «маленькими дозами»

• Хвалите ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения- это уже результат.

• Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме.

Упражнения для звуков С,З,Ц

«Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

«Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

"Качели"

(укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять).

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней губе; широкий кончик языка поднимается к нижним резцам, затем к нижним.

"Горка"

(вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов).

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, не сужался.

Упражнения для звуков Ш, Ж

«Блинчик»

(Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

«Вкусное варенье»

(Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш).

описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Фокус»

(Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка).

описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Чашка»

(Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять

воздушную струю посередине языка.

описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу. Поднимать и удерживать передний и боковые края языка вверху на счет от 1 до 5-10

Упражнения для звуков Л и Ль

«Качели»

(вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений).

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Пощелкать кончиком языка»

(укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка).

Упражнение «Вкусное варенье»

(Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх).

описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Упражнение «Индюк»

(Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части).

описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (как индюк "болбочет").

Упражнение «Почистим зубы»

(Научить удерживать кончик языка за нижними зубами).

описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Упражнение «Качели»

(Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у.)

описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так, поочередно менять положение 5 раз.

Упражнения для звуков Р и РЬ

Упражнение «Лошадка»

(Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх).

описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Упражнение «Грибок»

(Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ("уздечку").

описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

Упражнение «Гармошка»

(Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

На первых этапах при выполнении упражнений наблюдается напряжённость движений губ, щёк и языка. Постепенно напряжённость исчезает, движения становятся непринуждёнными, координированными, возрастает их дифференцированность.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению! Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой удаче!

Список литературы:

В. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей».

Н. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика».

Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»

Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для формирования правильного звукопроизношения «Улица звуков» в кабинете учителя-логопедаДидактическое пособие для формирования правильного звукопроизношения «Улица звуков» в кабинете учителя-логопеда Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие "Улица звуков". Цель его использования на занятиях - закрепление правильного звукопроизношения.

Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения Иры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения. 1. Голосовые игры. Игры сопровождаются движениями с целью развития у детей.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» Подготовила: учитель-логопед Габдрафикова Э. К. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Мы произносим различные звуки как изолированно,.

Консультация для родителей «Автоматизация как этап коррекции звукопроизношения» Консультация для родителей: Автоматизация как этап коррекции звукопроизношения. У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько.

Консультация для родителей: «Любовь к себе, самоприятие — основа стрессоустойчивости» Все наши взаимоотношения с окружающим миром отражают наше отношение к самому себе. Луиза Хей. Основу стрессоустоичивости как ребенка,.

Консультация для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста» Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального.

Консультация для родителей «Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения в семье с детьми 3-х лет» Уважаемые родители! В последнее время наблюдается явление,когда речь детей не соответствует их возрасту. И мы взрослые должны помочь своему.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика» Мастер – класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика» Артикуляционный аппарат состоит из 3 основных разделов: ротового,.

Семинар-практикум для родителей и детей коррекционных групп «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»Семинар-практикум для родителей и детей коррекционных групп «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» На сегодняшний день в нашем саду продолжается тесное сотрудничество родителей коррекционных групп с учителем – логопедом. Вот и на второй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения»
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 18:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Мунасипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД