Лилия Мунасипова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Артикуляционная гимнастика - основа правильного
звукопроизношения».
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка). Язык – главная мышца органов речи; для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен движения, необходимые для чёткого звукопроизношения. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Рекомендации к проведению упражнений
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться ежедневно
• Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом
• Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.
• Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.
• Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения правильно «маленькими дозами»
• Хвалите ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения- это уже результат.
• Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме.
Упражнения для звуков С,З,Ц
«Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
«Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
"Качели"
(укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять).
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней губе; широкий кончик языка поднимается к нижним резцам, затем к нижним.
"Горка"
(вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов).
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, не сужался.
Упражнения для звуков Ш, Ж
«Блинчик»
(Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
«Вкусное варенье»
(Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш).
описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Фокус»
(Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка).
описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Чашка»
(Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять
воздушную струю посередине языка.
описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу. Поднимать и удерживать передний и боковые края языка вверху на счет от 1 до 5-10
Упражнения для звуков Л и Ль
«Качели»
(вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений).
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Пощелкать кончиком языка»
(укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка).
Упражнение «Вкусное варенье»
(Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх).
описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Упражнение «Индюк»
(Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части).
описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (как индюк "болбочет").
Упражнение «Почистим зубы»
(Научить удерживать кончик языка за нижними зубами).
описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Упражнение «Качели»
(Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у.)
описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так, поочередно менять положение 5 раз.
Упражнения для звуков Р и РЬ
Упражнение «Лошадка»
(Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх).
описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Упражнение «Грибок»
(Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ("уздечку").
описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Упражнение «Гармошка»
(Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
На первых этапах при выполнении упражнений наблюдается напряжённость движений губ, щёк и языка. Постепенно напряжённость исчезает, движения становятся непринуждёнными, координированными, возрастает их дифференцированность.
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению! Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой удаче!
Список литературы:
В. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей».
Н. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика».
Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»