Галина Тихонова
Консультация для родителей «Автоматизация как этап коррекции звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : Автоматизация как этап коррекции звукопроизношения.
У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизношения.
Публикация «Консультация для родителей „Автоматизация как этап коррекции звукопроизношения“» размещена в разделах
Процесс коррекции звукопроизношения достаточно сложен и включает в себя три этапа : подготовительный этап, этап постановки звука и этап автоматизации звука.
Если после кропотливой логопедической работы ребенок научился произносить трудный для него звук, значит подготовительный этап и этап постановки звука успешно пройдены. Но повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для следующего важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении. На этом этапе не следует просить ребенка произносить только что поставленный звук в словах и предложениях.
Автоматизация любого звука включает в себя :
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи.
При автоматизации звука необходимо постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению словосочетаний, предложений, затем скороговорок и стихов.
Этапу автоматизации в логопедической работе отводится достаточно продолжительное время. Скорость введения звука в речь зависит :
1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия – это логопедический термин и говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции т. е. нервная клетка, которая обеспечивает движения данной мышцы, еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.
2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонетическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, самоконтроля и сознательного управления своими действиями.
Когда ребенок что – то с увлечением рассказывает взрослому, если есть неправильное звукопроизношение или допускаются лексико-грамматические ошибки в рассказе, высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но работать над совершенствованием детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим взрослый должен:
— нацелить ребенка перед рассказом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;
— следить за правильным звукопроизношением в повседневной
жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);
— переносить контроль на неживой объект, как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями и звуком с человечком или куклой, играющей для ребенка в данном случае роль логопеда.
Помните! звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребё нку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать.