Наталья Мартинкевич
Консультация для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.
Методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Детей младшего дошкольного возраста нужно научить правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп – это скорость движений. Вначале движение производиться несколько замедленно, постепенно темп убыстряется. Затем темп движений должен стать произвольным – быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
Переход к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Артикуляционная гимнастика
Бегемотики
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот:
Отдыхает бегемот.
(О. Перова)
Лягушка и слоник
Давайте будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счет «раз» улыбнулись, показали сомкнутые зубки и удерживать губы в улыбке. На «два» - вытягивать сомкнутые губки вперед и удерживать их в таком положении. Чередовать движения «лягушка – слоник» пять – шесть раз на счет «раз – два».
Часики
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(М. Синицына)
Блинчики
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О. Перова)
Чистим зубки
1. Покажите, как язычок чистит зубки: улыбнулись, открыли рот, кончиком языка сильно «чистить» (водить влево – вправо) за нижними зубами под счет.
2. Теперь почистим за верхними зубами (рот широко открыт). Не спешить, чистить под счет.
Качели
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(Н. Тегипко)
Давайте покачаем язычок на качелях: улыбнулись, открыли рот, на счет «раз» опустили кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - подняли язычок за верхние зубы. Повторить пять – шесть раз.
Маляр
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
(Н. Тегипко)
Покажем, как маляр красит крышу. Улыбнулись, открыли рот, язык подняли вверх и кончиком языка проводим по небу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполнять медленно, под счет взрослого.
Вкусное варенье
Представим, что едим варенье и испачкали губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнулись, открыли рот, не закрывая рот, «слизывать варенье» с верхней губы. Стараться не поддерживать язык нижней губой.
Блин мы ели с наслаждением –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М. Синицына)
Чашка
Давайте превратим язычок в чашку. Улыбнулись, открыли рот, высунули язык и тянем его к носу. Стараемся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживать его верхней губой. Удерживать язычок в таком положении под счет до пяти – десяти.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Лошадка
Изобразим, как лошадка стучит копытами: улыбнулись, открыли рот, щелкаем языком громко и энергично. Стараемся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и прыгал только язык.
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
(М. Синицына)
Литература
1. Т. В. Буденная Логопедическая гимнастика. Санкт – Петербург Детство-Пресс 2009
2. С. В. Батяева, Е. В. Савостьянова Альбом по развитию речи для самых маленьких. Москва РОСМЭН 2010