Эльвира Габдрафикова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
учитель-логопед
Габдрафикова Э. К.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика в домашних условиях“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений, положений губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
Первый комплекс включает упражнения, необходимые для формирования четкого, правильного произношения всех звуков:
• «Окошко»,
• «Месим тесто»,
• «Заборчик»,
• «Дудочка»,
• «Блинчик»,
• «Часики»,
• «Слоник пьет»,
• «Шарик».
Второй комплекс предназначен для постановки и автоматизации свистящих звуков [с], [з], [ц]. При их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке, достаточно сильная воздушная струя идет посередине языка:
• «Чистим зубы»,
• «Горка»,
• «Киска сердится»,
• «Загнать мяч в ворота».
Третий комплекс направлен на постановку и автоматизацию шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]. При их произнесении широкий язык поднимается к альвеолам за верхними зубами, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя идет посередине языка:
• «Чашечка»,
• «Лошадка»,
• «Грибок»,
• «Гармошка»,
• «Вкусное варенье».
Четвертый комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков [л], [л']. При их произнесении кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов:
• «Поймаем мышку»,
• «Пароход гудит»,
• «Качели».
Пятый комплекс направлен на постановку и автоматизацию звуков [р], [р']. При их произнесении язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе:
• «Барабанщик»,
• «Маляр».
При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:
1. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребенок произносит неправильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
2. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.
3. На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
4. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).
5. Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
6. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться. Порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, — надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
7. Выполнять все упражнения надо поэтапно. Нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата : дети не могут их «залпом» и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например: «улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д». Так же поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
8. Если у ребенка нормализуются звуки, надо их постепенно, с помощью логопеда вводить в его речь, т. е. учить употреблять звук в словах, а затем — во фразовой речи.
9. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаясь к нему со всеми возникшими трудностями.
10. Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносит дифференцированно звуки: [с]- [ш]; [з]- [ж]; [б]- [п]; [л]- [р] и др.