Анастасия Гришина
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика и игра для работы с ребенком «Логопедическая Бродилка»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Игра-ходилка. Настольные игры-бродилки
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Что-же все-таки артикуляционная гимнастика? Это комплекс упражнений, который применяется с целью формирования у детей нормального звукопроизношения, укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
К органам артикуляционного аппарата относятся мышцы глотки, язык, мягкое и твердое небо, губы и щеки, нижняя челюсть, а также зубы. Заниматься с ребенком могут родители в домашних условиях.
Важно! Родители должны четко понимать, что артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат малыша к правильному произношению.
Каким детям нужна артикуляционная гимнастика?
Первая категория — малыши с правильным, но вялым, невнятным произношением. Таким будет полезна тренировка для более четкой постановки звуков.
Вторая категория — это ребята, которые не точно, не достаточно четко выговаривают звуки, путают их.
Третья категория — дети со сложными речевыми дефектами, которым показаны регулярные занятия с логопедом и остеопатом. В этом случае только домашние занятия не помогут.
Также родителям можно заниматься с 2-3-летними детками для профилактики речевых нарушений в будущем.
Преимущества выполнения артикуляционной гимнастики (АГ) для ребенка :
Гимнастика для артикуляционных органов имеет много преимуществ только при правильном подходе.
Улучшение кровоснабжения и иннервации в артикуляционных органах;
Улучшение подвижности и свобода произвольных движений;
Укрепление системы мышц языка, губ и щек;
Уменьшение напряженности (спастичности) артикуляционных органов;
Подготовка ребенка и постепенное обучение его правильному, нормальному произношению всех звуков;
Устранение внутренних зажимов и раскрепощение (можно использовать как разминку перед выступлением).
16 методических рекомендаций по проведению гимнастики у детей
Ежедневно рекомендуется выделять не менее 3-5 минут на упражнения.
Для хорошего эффекта важны именно ежедневные занятия без пропусков. В тяжелых случаях назначают АГ 2-3 раза в день.
Правильно подобранное время — уже половина успеха. Не стоит упражняться перед сном или сразу после пробуждения.
Выполнять эти упражнения желательно стоя или сидя перед зеркалом, обязательно ровно держать спину, соблюдая правильную осанку на время выполнения.
Первые упражнения необходимо делать медленно, не торопясь, размеренно. А по мере овладения ими темп можно немного увеличить. Главное, чтобы темп был не сумбурным, а упражнения выполнялись качественно и до конца.
Каждое из упражнений выполняется 10-20 раз по рекомендации врача.
АГ иногда можно выполнять под счет, под музыку или с хлопками в ладоши. Для этого есть учебные методички, книги со стихами, считалками.
Перед занятиями лучше объяснять малышу, что это игра языком, а не специальные упражнения и уж тем более не лечение.
Не удивляться, не сердится, когда какие-то вещи у ребенка не получаются с первого, со второго раза и даже с третьего раза. Ругать его при этом категорически нельзя.
При малейших продвижениях и правильных движениях — хвалить. Говорить, что ребенок все делает правильно.
Если даже с третьего раза не получается выполнить какое-либо движение — можно помочь малышу шпателем, ручкой чайной ложки или просто своим чистым пальцем.
Чтобы помочь маленькому пациенту найти правильное положение языка, например, нужно облизать верхнюю губу, попробуйте смазать ее вареньем или шоколадом. Старайтесь подходить к занятиям творчески.
Правильный подход к артикуляционной гимнастике — игровой и эмоциональный. Можно подключать игрушки, сказочных героев и художественную речь (стихи, считалки).
Важно учитывать тип восприятия у ребенка. Если ему важен зрительный контакт — лучше сесть друг напротив друга, показывая все на личном примере или сначала показывать картинки с правильным выполнением. Если ребенок ориентирован на восприятие на слух — можно дать прослушать стихотворное описание или подробно объяснить, как правильно.
За один подход не стоит предлагать более пяти упражнений. При этом новым может быть только одно-два. Остальные даются для усвоения и закрепления пройденного.
Выполнять занятия рекомендуется в хорошо проветренном помещении, где ребенок чувствует себя уютно и не отвлекается на посторонние предметы и звуки.
«Логопедическая Бродилка»
Повторяем артикуляционную гимнастику с малышом, играя.
Для игры понадобится:
Кубик игральный (от любой настольной игры) и распечатанное на плотной бумаге «поле» с артикуляционной гимнастикой.
Ход:
Бросаете кубик и передвигаетесь на столько клеток, сколько выпало на кубике. Попав на определенную клетку необходимо выполнить задание:
• Выполнить артикуляционное упражнение, как на картинке
• Повторить эмоцию, как на картинке
• "Рот". Придумать как можно больше слов на букву, которую скажет взрослый.
• "Часы". Пропуск хода.
• "Домик". Возвращение на старт.
• «Глазки». Отдых, гимнастика для глаз (смотрите приложение к игре)