Глинская Ирина
Консультация для родителей «Использование средств музейной педагогики в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств музейной педагогики в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
Подготовила:
Глинская Ирина Ивановна
Публикация «Консультация для родителей „Использование средств музейной педагогики в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
В наше время остро стоит вопрос об эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки - музейная педагогика.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается - дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.
На предваряющих музейное посещение НОД в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.
Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций,
практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приё мов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т. п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например, в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моём доме». Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру, возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
Музеи имеются практически во всех городах, населенных пунктах и в селах. Конечно же, они различаются своей направленностью и своим масштабом. Однако не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОО способствует решению следующих задач:
• учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
• формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
• формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;
• формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;
• развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
• вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
• развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня.
Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.
В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащением представлений искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея. Изобразительное искусство, изобразительная деятельность является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его социализации.
Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:
- видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;
- выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;
- проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;
- владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;
- эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;
- обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.
Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве - детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т. д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
Создание мини-музея преследует следующие цели:
• реализация направления «Музейная педагогика».
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОО.
• Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
• Формирование у дошкольников представлений о музее.
• Расширение кругозора дошкольников.
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
• Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
• Развитие творческого и логического мышления и воображения.
• Формирование активной жизненной позиции.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.
Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики : предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.
Нахождение ребенка в музейной среде станет интереснее и полезнее, если в условиях детского сада вместе с воспитателем при рассматривании изделий народных промыслов он будет рассуждать, что придает им красоту.
Немаловажным является исследование вещей и предметов в окружающей дошкольника предметно-пространственной среде. Взрослые в совместной деятельности с детьми рассматривают предметы старины; семейные коллекции; фотографии, вещи из коллекции самого ребенка.
«Диалог» с музейной вещью вне стен музея позволяет обратить внимание дошкольника и на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию. Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея.
Создание музея дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, разработки авторской программы. Концептуальная основа организации музейно-образовательной среды ДОО - субъектный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Освоение содержания дошкольного образования составляют исследовательский метод обучения А. И. Савенкова, комплексная программа «Детство» В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой, синтез искусства О. А. Куревиной.
В процессе создания модели музейно-образовательного пространства выделяются следующие средства музейной педагогики : художественные, социально-средовые, деятельностные.
Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе.
Социально-средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОО; среду музее города, республики, России, мира; субкультуру, события в жизни ребенка.
Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческо - туристической деятельности.
Практическая деятельность в свою очередь включает:
• собственную деятельность детей, т. е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок;
• совместную поисковую деятельность с педагогом и семьей, т. е. составление схем, маршрутов, проектов;
• экспериментальную деятельность, т. е. опыты, наблюдений.
Краеведческо-туристическая деятельность включает походы, экскурсии. Важно, прежде всего, способ погружения в знания и овладение миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно-образовательного пространства ДОО. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.
При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в музейно-образовательном пространстве целесообразны следующие методы: проектирование, ролевые игры, креативная деятельность, «сократовский способ», поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», путешествие.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками. Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещении.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.