Ирина Махова
Комплексное использование средств физического воспитания в оздоровлении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи всех звеньев, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы.
Для реализации этого направления мы используем все средства физического воспитания : физические упражнения; естественные силы природы (закаливание); гигиенические факторы. Помимо основных средств мы используем профилактические и коррегирующие упражнения; дыхательные и звуковые упражнения; комплексы упражнений, формирующие правильную осанку; комплексы упражнений, направленные на профилактику и коррекцию плоскостопия; различные подвижные игры. Средства физического воспитания эффективны на протяжении всей жизни человека. Поскольку они по-разному влияют на организм, важно их комплексное применение. Только умелое использование средств физического воспитания, особенно в отношении детей дошкольного возраста, не принесет вреда их здоровью.
Публикация «Комплексное использование средств физического воспитания в оздоровлении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Гигиенические факторы (режим сна, питания, занятий и отдыха, гигиена обуви, одежды, физкультурно-спортивного инвентаря и оборудования и др.). Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на процесс пищеварения, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Занятия физическими упражнениями содействуют развитию костной и мышечной систем при условии полноценного и своевременного питания. Чистота помещения, спортивного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды и обуви служит профилактикой заболеваний. Правильное освещение предупреждает различные заболевания глаз. Соблюдение режима дня приучает к дисциплинированности и организованности. Выполнение личной и общественной гигиены вызывает у детей положительные эмоции и создает благоприятные условия для занятий и освоения физических упражнений.
Закаливание. Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) повышает работоспособность и усиливает положительное влияние физических упражнений на организм человека, функциональные возможности отдельных органов и систем (усиливается обмен веществ и т. д.).
Помимо солнечных и воздушных ванн, водных процедур в число обязательных мероприятий входят также оптимальный микроклимат помещений и одежда с соответствующими теплозащитными свойствами.
На занятиях по физической культуре мы создаем в помещении пульсирующий микроклимат, когда температура поддерживается не на строго постоянном уровне, а колеблется в определенных пределах. Такой температурный режим оказывает тренирующее влияние на механизмы терморегуляции организма в течение всего периода нахождения в помещении. Благотворное воздействие пульсирующего микроклимата основано на биологической закономерности – для нормального роста и развития живых организмов необходима перемежающаяся температура. Изменение температуры в помещении обеспечивается проветриванием.
В помещении, где находятся дети, оптимальная разница температур в начале закаливания не должна превышать 3-5С; постепенно ее можно довести до 7-8С. Пульсирующий микроклимат не только способствует повышению устойчивости к холоду, снижению частоты простудных заболеваний, но и повышает работоспособность.
Еще одна из форм закаливания – оптимальная одежда. Дети находятся в одежде более 70% времени суток, поэтому им не безразличен «пододежный микроклимат». Излишне теплая одежда увеличивает механизмы терморегуляции, а чрезмерно холодная из-за постоянного напряжения истощает. Практически у большинства детей теплозащитные свойства одежды выше, чем это необходимо.
Физические упражнения оказывают на ребенка многостороннее воздействие, оно выражается в следующем:
1. удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
2. обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для дошкольного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
3. формирование навыков в разных видах движений;
4. развитие двигательных качеств и способностей ребенка;
5. стимулирование функциональных возможностей каждого ребенка и активизация детской самостоятельности;
6. создание оптимальных условий для разностороннего развития детей : активизация мыслительной деятельности, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:
1. Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого
- Обеспечивает профилактику нарушений осанки;
- Способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;
- Повышает эффективность упражнений.
2. Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, в группе, для повышения двигательной активности в течение дня, имеется спортивный уголок, в котором есть мячи различного диаметра, обручи, кегли, гантели, платочки, ленточки, гимнастические палки и др.
Условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медицинского осмотра. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В работе с детьми мы соблюдаем следующие правила:
1. Физическая нагрузка соответствует возрасту ребенка, уровню физического развития и группе здоровья.
2. Сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксация, дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастики для глаз).
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней :
• оздоровительный (дозированный) бег;
• дыхательная гимнастика;
• упражнения на коррекцию осанки и стопы;
• гимнастика с предметами и без них.
Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.
Причем в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- малышам они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;
- в среднем возрасте развить физические качества (скорость, выносливость, силу);
- в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
Чтобы физкультурные занятия были эффективны, при их проведении мы придерживаемся следующих условий:
• построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
• использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
• распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
• использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.