Татьяна Головко
Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики и занимает большое место в образовании и воспитании дошкольников. Одной из важнейших задачявляется воспитание гражданственности и развитие чувств патриотизма у детей. Музей усиливает конкретность и наглядность восприятия детьмиисторического процесса и оказывает воспитывающее значение.
Публикация «Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Неисчерпаемая тема патриотического воспитания средствами музейной педагогики– это тема Великой Отечественной войны. В свою очередь, для патриотического сознания, особенно у мальчиков, свойственно развитое военно-патриотическое чувство. Так одной из идей музейной педагогики является создание в ДОО мини-музея Победы в Великой Отечественной войне, целью которого является расширение кругозора дошкольников, приобщение к вечным ценностям, развитие чувства патриотизма.
Задачи:
- воспитывать гражданско-патриотические чувствак Родине, ветеранам войны, воинам российской армии;
- воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает нашу Родину;
- формировать нравственно-патриотические качества : храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну;
- привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
- Расширять знания детей о ВОВ.
Основные направления деятельности Мини – музея включают в себя : изучать собранный материал;совместно с педагогами, родителями и детьми осуществлять создание экспозиций, выставок, развлечений и досугов; проводить экскурсии для детей других групп и детских садов.
В мини-музее Победы в Великой Отечественной войне мы используем следующие формы работы: экскурсии, конкурсы экскурсоводов среди детей, проведение занятий-бесед по тематике занятия, исследования, тематические вечера, развлечения, викторины, конкурсы, виртуальные экскурсии, мастер-классы по изготовлениюэкспонатов музея, самостоятельная деятельность детей (настольно-дидактические игры, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, знакомство родителей с мини – музеем, обращение к родителям на собрании о сборе экспонатов для мини – музея, сбор информационного и наглядного материала, совместное развлечение и досуги, анкетирование родителей, проведение занятий-бесед по тематике (окружающий, познание, коммуникация, безопасность, здоровье, художественное творчество и т. д., занятия-исследования, тематические викторины, самостоятельная деятельность детей (настольно-дидактические игры, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность).
- В мини-музее представлены экспозиции фотографий, документов, связанных с Великой Отечественной войной. Тематические выставки на тему: «Оружие победы», «Награды Великой Отечественной войны», «Дети-герои», «Полководцы победы», «Города-герои», «Военная техника», «Военная форма», «Знаки отличия», «Игрушки Великой Отечественной войны». В нашем музее появилась новая экспозиция-макет «Бой за деревню Стеблево», по которой мы провели экскурсию для детей старшего возраста. В честь Дней воинской славы и памятных дат Росси нами была подготовлена экскурсия по фото-выставке «Орден Святого Георгия Победоносца» (см фото).
Среди старших групп мы провели конкурсы «Лучший дошкольник-экскурсовод». Среди педагогов прошел конкурс «Лучший педагог-экскурсовод». На конкурсе дети и педагоги представляли правильное и грамотное описание экспонатов, продемонстрировали владение материалом экскурсии, творческий подход и новизну тематики. На экскурсии «игрушки времен Великой Отечественной войны» юные экскурсоводы рассказывали об экспонатах, с которыми играли дети во время войны. Подготовили презентацию об истории одного экспоната «Игрушки-мишки времен Великой Отечественной войны».
Мы планируем также проводить различные акции по сбору документов, наград и других экспонатов для нашего мини-музея, мастер классы, экскурсии, беседы, участвовать в различных конкурсах, семинарах.
Библиографический список
1. Ванслова Е. Г. Музейная педагогика // Воспитание дошкольников. 2000. №5. С. 27-42.
2. Ломунова А. Музей и детский сад. Пособие для воспитателей. М., 1985. 224с.
3. Рыжикова О. А. Музейная педагогика в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. https: MuseumsImaginationandEducation/ Museumsandmonumente. (дата обращения 16.01.2018)
4. Столяров Б. А. Музейная педагогика - история и современность // Народное образование. 2001. №5. С. 177-182.