Валентина Незнамова
Организация развивающей среды в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.
Предметно-развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Основными элементами предметно-развивающей среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии (зоны, игровые и спортивные площадки и их оборудование, игровые пространства, оснащенные крупногабаритными сомасштабными росту ребенка конструкторами, модулями, тематическими наборами игрушек, игровыми материалами, игровым оборудованием.
Публикация «Организация развивающей среды в условиях детского сада» размещена в разделах
Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей средой находится в прямой зависимости от содержания воспитания (от плана, возраста, уровня развития детей и их опыта деятельности. Все компоненты развивающей среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному оформлению.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Исходные требования к предметно-развивающей среде - ее развивающий характер.
Кроме того, развивающая среда должна быть подвижной (внутри зоны меняются игрушки, материалы, эмоционально окрашенной, положительной.
Развивающая среда должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма (гимнастика утром и после сна, игры в кругу, контактные коврики, полоскание горла, точечный массаж).
Предметно-пространственная организация помещений и участка должна служить интересам и потребностям ребенка. Ее элементы (игрушки, пособия, д/игры, развивающие игры) развитию.
Устройство зон, уголков, полей конструируется таким образом, чтобы дети имели свободный доступ к играм, игрушкам, материалам для различных видов деятельности.
Развивающая среда должна объективно через свое содержание и свойство создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Особое внимание следует уделять материалам, их прочности, гибкости в использовании, композиции, колористике (разносторонняя приемлемость для изготовления различных объектов и средств деятельности, эстетические и гигиенические показатели которых должны быть научно обоснованы.
Границы между зонами должны быть обозначены ширмами, стойками, мебелью.
Необходимо обеспечить потребность ребенка участвовать в совместной подгрупповой деятельности и побыть одному (уголок уединения).
В каждой возрастной группе должны быть созданы условия :
1. для самостоятельного активного, но целенаправленного действия во всех видах деятельности (умственной, игровой, двигательной, театрализованной, которые размещаются в зонах (центрах, содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;
2. для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей (строительный материал, с/ролевые игры, движущиеся игрушки). Содержание и количество предметов не регламентируется.
Организация и расположение предметно-развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:
1. Быть рационально логичным и удобным для детей;
2. Отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки
3. Включать не только стационарную, но и мобильную мебель, полифункциональное игровое оборудование (ширмы, стойки, пуфики, пенечки, скамеечки). Это позволит детям изменить пространственную среду, обустроить свой мир игры с позиции своих детских интересов, а воспитателям- возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки;
4. Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, эмоционально-психологический комфорт должен быть постоянно, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;
5. Отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, физиологии ребенка (игровые поля, центры, уголки важно организовать так, чтобы само расположение предметно-развивающей среды определялось положением тела ребенка, и он мог располагаться в ней сидя на стульях, кубах, скамейках, на полу, стоя у мольберта, ковролина);
6. Оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Все центры, игровые поля, уголки должны быть наполнены развивающим содержанием соответствующим:
а) программным требованиям, задачам воспитания, развития и образования;
б) возрастным возможностям, связанных с физическим, интеллектуальным и прочим развитием ребенка;
в) интересам мальчиков и девочек.
2. В предметно-развивающей среде должно быть созданы условия способствующие формированию психологических новообразований, которые появляются в разные годы дошкольного возраста (память, внимание, восприятие, воображение, фантазия и т. д.)
3. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к развивающей среде и :
- на пройденный материал
- на индивидуальные возможности детей
- на обеспечение зоны ближайшего развития
- неисчерпаемую информативность
Принципы построения развивающей среды.
1. Принцип дистанции и позиции при взаимодействии с детьми ( позиции: рядом, вместе, под, над ребенком)
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества (не запрещать)
3. Принцип стабильности и динамичности.
Стабильные центры:
- центр математики
- центр развития речи
-центр ОБЖ
-центр экологического развития
-центр физического развития
-центр театрализованной деятельности
-уголок ИЗО
-уголок уединения
4. Принцип комплексирования и гибкого оформления центров (принцип непересечения сфер активности).
5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетичная организация среды.
7. Принцип открытости-закрытости (природе, обществу, семье).
8. Принцип учета половых и возрастных различий.