Татьяна Давыдова
Организация предметно-развивающей речевой среды в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды
в группе детского сада
[/b]
В связи с внедрением ФГОС важнейшей задачей практического преобразования образовательного процесса в детском саду стало создание предметно-развивающей среды.
Актуальность этой проблемы в настоящий момент состоит в том, что процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
При создании предметно-развивающей среды, подчёркивает С. Л. Новоселова, необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, психологических и физиологических особенностей обитателя этой среды.
Рассмотрим некоторые аспекты организации предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе.
Групповую комнату отличает как цветовая отделка, так и оформление интерьера, подбор мебели, её расстановка, оборудование для различных видов деятельности.
В групповой комнате необходимо выделить и оборудовать зону для занятий. Для этого используется мебельный комплект: стол воспитателя, комбинированная доска, экран, шкаф.
Также необходимо выделить уголок живой природы, уголок для ручного труда, для рассматривания книг, для самостоятельной музыкальной и изобразительной деятельности дошкольников. Расстановка столов, шкафов, размещение игрушек, учебных пособий производиться таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями.
Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый доступ к материалам и пособиям: это могут быть шкаф-витрина, полочки ленточные столы с ящиками для игрушек, и т. д.
В соответствии с ФГОС ДО воспитательный процесс в подготовительной группе складывается из следующих составляющих:
- свободная самостоятельная деятельность детей по выбору ребёнка (рисование, игра, лепка, конструирование, аппликация, дидактические игры и др.);
- развивающие занятия в форме непринужденной деятельности взрослого с детьми: игровая; познавательно-исследовательская; изобразительная; чтение художественной литературы; музыкальные и физкультурные занятия.
Пространство группового помещения детского сада делиться на 3 части :
1. рабочая зона;
2. спокойная зона;
3. активная зона.
При этом все зоны пространства в зависимости от конкретных задач обладают возможностью изменяться, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы.
Пространство в группе должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Партнёрская форма занятий требует особой организации рабочего пространства. Поэтому стабильную учебную зону необходимо превратить в функциональное, трансформируемое пространство.
Рабочая зона может выступать в трех видах.
1. Мастерская (для занятий продуктивной деятельностью).
2. Лаборатория (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью).
3. Место свободной деятельности детей по интересам.
Пространство зоны: лёгкие толы (на двоих) или общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска.
Для продуктивной деятельности – материалы для изобразительной деятельности, настольные конструкторы.
Для познавательно-исследовательской деятельности – материалы для экспериментирования (в том числе песок – вода, образно-символические и нормативно-знаковые материалы.
Пространство спокойной зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван, один-два лёгких столика.
На собственных границах зоны, на стеллажах:
- книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы для познавательно-исследовательской деятельности;
- подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями для чтения художественной литературы;
- настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры – для игровой деятельности.
Пространство активной зоны: ковёр (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации).
На собственных границах зоны, на стеллажах и лё гких столах:
- для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы;
- для сюжетной игры – игрушки разных сюжетнообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты.
На границах между зонами (границы зон – подвижные) :
- между спокойной и активной зонами – крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые, ширмы, объёмные напольные модули;
- между активной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с лёгким оборудованием для подвижных игр с правилами, объёмные напольные модули;
- между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми с правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Воспитатели при активной помощи родителей наполняют предметно-развивающую среду различным наглядным материалом и пособиями.
Для познавательно-речевого развития детей : репродукции картин, иллюстрации, детская художественная литература, счёты, счётная лесенка, линейки, мерные сосуды, настенные часы, календари, глобус, географические карты, лупа, спиртовки, открытки, тематические диски: «Климатические зоны», «Космические явления», куклы в национальных костюмах, иллюстрации со средствами передвижения, коммуникации, дидактические игры по программе.
Цветные карандаши, акварельные краски, наборы кисточек, бумага, доски для лепки, пластилин, клей, ножницы, цветная бумага, картон. Природный и бросовый материал, ткань, иголки, подушечки для иголок, нитки и пуговицы разных цветов – для изобразительной деятельности и художественного труда.
Для игровой деятельности: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, технические игрушки (автобусы, автомобили, настольно-печатные игры, мозаика, шахматы, шашки, конструкторы.
Для развития экологической культуры: комнатные растения, лейки для детей, палочки для рыхления, коробочки и ящички для посадки, лупа, пульверизатор, настольно-печатные игры в соответствии с реализуемой программой, лопаты железные детские, грабли железные детские.
Для театрализованной и музыкальной деятельности: костюмы для детей и взрослых, ширмы и наборы для кукольного театра и др., компьютер с колонками для прослушивания музыки, детские музыкальные инструменты (ложки, бубны и др.).
Для физического развития детей: мячи, скакалки, гимнастические палки, кегли, мешочки с грузом, тематические диски, атрибуты к подвижным играм.
Таким образом, осуществление процесса обучения и воспитания в группах подготовки детей к школе требует рациональной организации пространственно-предметной развивающей среды, от функциональной эффективности которой зависит желание ребёнка учиться и развиваться дальше.
Литература.
1. Денисенкова, Н. Как организовать окружающую среду (практика развития)/Н. Денисенкова//Дошкольное воспитание. – 2003. - № 12. – С. 17 – 21.
2. Маханева, М. Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка/М. Д. Маханева//Дошкольное воспитание. – 2009. - № 2. – С. 4 – 6.
3. Новоселова, Г. Л. Развивающая предметно-игровая среда/Г. Л. Новоселова//Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 14 – 18.
4. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский. – М. : Просвещение, 1993. – 216 с.
5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду/Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : «ДЕСТВО – ПРЕСС», 2007. – 128 с.
6. ФГОС дошкольного образования//URL : https://www.rg.ru.