Светлана Ходеева
Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько задач речевого развития :
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Развитие речи – процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических условий. Волнение, тревога, страх, гнев – все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, стоит нам разволноваться, как у нас учащается дыхание, сохнут губы, рот, язык. Иными словами, речевой механизм находится в прямой зависимости наших чувств. То же самое наблюдается и у ребёнка - его речь сильно затрудняется, причём происходит это совершенно непроизвольно.
Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется его высокой активностью. Малыш постоянно разговаривает, между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему - либо или сообщения о себе, или о чем - либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия.
Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью.
У младших дошкольников речь развивается довольно-таки быстро. Обычно, ребёнок к трём годам практически усваивает родной язык. Словарь трёхлеток растёт с каждым днё м: в месяц в их обиход входит до 100 новых слов. Четырёхлетний ребёнок уже имеет словарный запас из около 2 тысяч слов. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более развёрнуто. Следует отметить, что не все дети развиваются одинаково. У некоторых ребятишек отмечается некоторое отставание в речи : они говорят нечётко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают и переставляют звуки и слоги. Речь трёхлетних детей однотипна и проста. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Однако уже в таком раннем возрасте детишки проявляют интерес к словам.
Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искажённое произношение того или иного звука, или не придают ему особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами сабой исправятся.
Неправильное произношение приносит ребёнку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.
Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков встречаются у дошкольников всё чаще и чаще. Степень запущенности произношения звуков заключает логопед к пяти годам.
Ребёнок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искуства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких – предложение. Трёхлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 – 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребёнка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи : неправильный порядок слов («Я хочу нет», ошибки в согласовании слов («Один колесо», «У меня много подругов»).
На четвёртом году жизни у детей идёт процесс увеличения словарного запаса – как активного, т. е. того набора слов, которыми мы опирируем в каждодневном общении с другими людьми, так и пассивного, т. е. те слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи. Если в два года ребёнок владеет словарём из 250 – 300 слов, то к трём годам запас слов, как правило, увеличивается до 800 – 1000, слова приобретают более точное значение. У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существующих проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив.
С этой целью можно начать играть с детьми в дидактические игры, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Они обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление:
«Какой это предмет?». Вынуть из мешочка заготовленную игрушку, описать её, а потом предложить описать ребёнку.
«Угадай, какая игрушка». Перед ребёнком лежат 3-4 игрушки. Описать одну из них, а ребёнок угадывает её по описанию.
«Опиши куклу». Предложить ребёнку описать куклу подробно.
«Таинственная коробка». Заблаговременно положить в яркую коробку тематические картинки. Ребёнок вынимает по одной картинке и описывает, что он видит.
«Скажи, какой предмет?». Малыш вынимает из коробки игрушки и называет их признаки (прилагательные).
«Чудесные кубики». Ребёнок бросает кубик с картинками. Какая картинка выпадает — говорит, что он видит и даёт характеристику изображённому предмету.
«Где игрушка?». Разложить в комнате игрушки и предложить ребёнку назвать, где каждая из них находится. Нухно подсказать, как правильно использовать слова «в», «на», «за», «под», «около», «рядом», «между», «справа», «слева».
«Открытка». Показать ребёнку открытки с изображениями людей и животных, которые выполняют разные действия. Ребёнок должен назвать, какое действие изображено на открытке.
Эти игры подходят детям от 2 до 4 лет. Таких игр множество. Родители, при желании, могут придумывать их сами, делая занятия с малышом приятным досугом, полным радости новых открытий.
Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью малыша, развивая его всесторонне. Нужно общаться с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А настоящей наградой вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь ребёнка.
Список используемой литературы:
1. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
2. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Развитие речи у детей 3—4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М. : Мозаика-Синтез, 2009.
3. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. - М. : АРКТИ, 2005.
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи : (Из опыта работы) – М. : Просвещение, 1983.