Кристина Антонова
Консультация для родителей «Научите малыша трудиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Научите малыша трудиться»
Цель: Способствовать ознакомлению родителей с видами трудовых действий, правилами их выполнения, способствовать пониманию того, что ребенка необходимо учить трудиться.
Ход мероприятия:
-Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Публикация «Консультация для родителей „Научите малыша трудиться“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание— важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Разумно организованный труд укрепляет физические силы. здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Также труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистские навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Маленькие же дети, в своем стремлении помогать нам и что-то самостоятельно делать по дому, бывают порой надоедливы. Нам проще и быстрее одеть, умыть ребенка, накрыть на стол и даже покормить малыша, чем, теряя терпение, наблюдать за ним и убирать последствия его «помощи». Однако через несколько лет мы начинаем сетовать на лень сына или дочери, его неаккуратность, не подозревая, что сами воспитали эти черты характера, отмахиваясь от его первых заявлений «я сам!»
Для начала, чтобы представлять, какие требования можно предъявлять ребенку, давайте ознакомимся с тем, что он способен выполнить:
2 года-2,5 года. Заявляя «я сам!», ребенок выражает свое стремление к самостоятельности, которое проявляется, в первую очередь, в самообслуживании. Он сам намыливает, моет и вытирает руки, учиться самостоятельно есть, правильно держать ложку. Активно помогает одевать и раздевать себя, хотя это требует от него немалых усилий. Охотно выполняет несложные поручения: принести и отнести, поставить. Появляется желание помогать взрослым, он пытается подметать, вытирать стол, нести пакет. Радуется, если у него это получается. Самостоятельность малыша интенсивно развивается. Знает назначение предметов и умеет значительно быстрее действовать ими во время еды, туалета, подготовки ко сну. Запоминает и выполняет правила поведения: не торопиться, не разбрызгивать пищу, хорошо ее жевать, вытирать рот салфеткой, убирает на место игрушки, разные домашние предметы, несет свой стульчик.
3 года. Совершенствуется координация движений, усваиваются более сложные навыки. Малыш становится настойчивее в стремлении к самостоятельности. Ест сам, как взрослый, держит ложку. Может частично одеваться и раздеваться, иногда задом наперед, надевать обувь, хотя путает левую и правую туфлю. Активно участвует в уборке, в подготовке к обеду. Хочет без посторонней помощи кормить рыбок, поливать растения, поддерживать порядок в шкафу с игрушками. Способен проявлять инициативу. Заботится о других. Может делать не только то, что хочет, но и то, что надо. Говорит с удовлетворением: «Я сделал сам, мы вместе сделали».
3,5-4 года. Физическое развитие ребенка повышает уровень трудовых навыков. В самообслуживании ему иногда требуется лишь незначительная помощь. Охотно берется за дело, умеет работать быстро и достаточно аккуратно. С удовольствием обучается действиям с бытовыми предметами. Самостоятельно наводит порядок в уголке с игрушками. Трудится не только для себя, но и для других. Регулярно и охотно выполняет длительные поручения по уходу за животными и растениями, наблюдая за ними, заботясь и чувствуя ответственность за них. Но он быстро устает, теряет уверенность в своих силах в случае перегрузки, что может вызвать отвращение к труду. Если, экономя время, взрослый выполняет за ребенка то, что он может делать сам, навыки самостоятельности и самообслуживания теряются, и возникает лень.
Теперь вы можете определить, что ваш ребенок уже умеет делать сам, чему ему еще нужно научиться. Продумайте, какие условия нужно создать ребенку для его самостоятельной деятельности. А наши советы, надеемся, помогут преодолеть первые трудности.
Познакомьте ребенка с правилами:
- все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.
Ребенок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним;
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда
- его важность и необходимость для других.
Нельзя:
- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь.
Прежде, чем ребенок начинает трудиться :
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.
В процессе работы, если необходимо, помогите ребенку, но помните: все что ребенок может сделать, он должен делать сам.
И напоследок — ни в коем случае не наказывайте ребенка трудом за любые его неудачи и провинности. Соизмеряйте поручения для малыша с его возрастными возможностями, физическим и психологическим состоянием. И не забывайте хвалить его за желание самостоятельно делать что-то посильное.