Нарожняя Наталья Александровна
Консультация логопеда для родителей «Научите ребенка слушать»
▼ Скачать + Заказать документы
Научите ребенка слушать.
(для детей старшего дошкольного возраста)
Среди дошкольников нарушение фонематической стороны речи является одним из наиболее распространённых. Что же такое фонематический слух? Это способность узнавать и различать звуки, составлять из звуков слова.
Фонематическая система формируется у ребенка через умение слышать и
различать звуки и их правильно произносить. Именно фонематический слух во многом обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение.
Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и
Темочки:
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
развивается на протяжении всего дошкольного возраста ребёнка.
Слухоречевое развитие ребёнка происходит постепенно.
На первом этапе ребенок начинает проявлять реакции на неречевой звук (т. е. звуки в комнате, шум воды, скрип двери, шуршание и т. д.). Такие реакции еще называют «комплексом оживления». Ребёнок начинает реагировать на голос мамы, других членов семьи: повизгивает, шевелит ручками, ножками.
На втором этапе ребенок уже начинает различать неречевые звуки. Он по-разному реагирует на громкие и тихие звуки, долгие и короткие, высокие и низкие, быстрые и медленные, может поворачивать голову (или проявлять другие реакции) по направлению звука. Как правило, эти реакции ребенка вызывают звучащие игрушки (погремушки, дудочки и т. д.)
На третьем этапе ребёнок начинает различать отдельные речевые звуки,
звукоподражания (би-би, ав-ав, му-у, пи-пи, мяу-мяу и т. д.). Эти звуки он также может различить по громкости, длительности звучания, высоте, интонации, ритму, направлению звука.
На последнем этапе у ребёнка формируется способность различать (т. е.
дифференцировать) звуки ( например: с – ш, ч –щ, ж –ш и т. д., слоги ( например: са – ша, чу – щу, жо – шо и т. д., слова (миска – мишка, челка – щелка и т. д.) и соотносит их с предметами.
Определить нарушен ли у ребенка фонематический слух может каждый родитель.
Фонематический слух нарушен, если:
• ребенок не различает (не дифференцирует) звуки (путает их, заменяет один
звук другим и т. д.);
• у ребенка нарушено произношение звуков (не произносит или искажает,
заменяет и смешивает звуки);
• у ребенка нарушена звуковая структура слова (т. е. он пропускает звуки,
вставляет другие звуки, переставляет звуки местами, повторяет звуки в
словах);
• у ребенка нарушена слоговая структура слова (пропускает, вставляет,
переставляет, повторяет слоги в словах).
Если вы, все-таки, уверены, что у вашего ребенка имеется нарушение
фонематического слуха, помогите ему. Просто поиграйте с ним и в играх научите его слушать. Эти простые игры не потребуют от вас много времени, и в них вы сможете
играть всей семьей. Но помните, необходимо учитывать возраст, возможности и особенности вашего ребенка, а для этого посоветуйтесь со специалистом!
Вначале необходимо объяснить ребенку, что живые и неживые предметы издают звуки и предложить послушать звуки за окном (в соседней комнате, коридоре и т. д.) и ответить на вопросы: что шумит? что гудит? кто кричит? кто разговаривает? Кто смеётся? и т. д.
Узнаванию неречевых звуков можно тренироваться с помощью музыкальных
инструментов. Например, поиграйте в такие игры: «Найди спрятанную игрушку» - ребенок, ориентируясь на силу ударов барабана (бубна, ладоней, колокольчика и т. д.) должен найти игрушку. В игре необходимо учитывать то, что переходы силы издаваемого звука должны быть плавными от сильного
к среднему и тихому; «Узнай что звучало?» - ребенок должен определить, какой предмет звучал. В этой игре число предметов можно постепенно увеличивать, но не более чем до 5.
На следующем этапе ребенка необходимо научить различать одинаковые слова, звукосочетания и звуки, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса. Прежде всего, следует объяснить ребенку такие понятия как, «выше – ниже», «громче – тише», «дальше – ближе». Затем учить различать тембр голоса. Для этого можно использовать такие упражнения и игры:
«Догадайся, кто тебя позвал?» - эту игру можно играть в компании детей или
взрослых. Один из игроков становится водящим, а один из играющих называет его по имени. Водящий должен по голосу угадать, кто его позвал. Можно попросить детей называть водящего не по имени, а произносить одно и то же слово, например «ау!».
Наиболее сложный вариант игры состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовёт.
«Близко – далеко» - в эту игру можно играть так, показать ребенку игрушку - котёнка и попросить его послушать и запомнить, как он «мяукает», когда находится близко, а как – когда далеко. Затем взрослый произносит «мяу», чередуя силу голоса, а ребенок должен угадать, близко или далеко «мяукал» котёнок. Потом наоборот попросите ребенка «мяукать» в зависимости от команды «близко» или «далеко».
«Три медведя» - перед началом этой игры необходимо показать игрушечных или изображённых на картинке трёх медведей – большого, среднего, маленького, рассказать сокращённый вариант сказки о трёх медведях, произнося по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Ребенок должен отгадать и показать, какой из медведей мог, так сказать.
«Мамы и дети» - к этой игре необходимо подобрать картинки с изображением
домашних животных и их детё нышей: коровы и телёнка, собаки и щенка т. д. Затем взрослый произносит каждое звукоподражание (т. е. «му-у-у», «мяу-мяу», «бе-е-е», «гавгав», «хрю-хрю» и т. д.) то низким, то высоким голосом, а ребенок, ориентируясь на высоту голоса, показывают соответствующую картинку мамы или детеныша.
Задача следующего этапа научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу. На этом этапе необходимо привлечь его внимание к словам, отличающимся или несколькими звуками. При этом важно научить ребёнка устанавливать разницу в звучании и значении слова, т. е. подвести его к выводу, что при изменении одного звука в слове меняется его значение. С этой целью проводятся следующие игры:
«Построй картинки в ряд» - для начала этой игры необходимо подобрать картинки, названия которых очень близки по звучанию, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Взрослый произносит 3-4 слова, а ребенок, отобрав соответствующие картинки, должны расставить их в порядке произнесения.
После того как ребенок научился различать слова, близкие по звучанию,
необходимо переходить к различению слогов. Речевые упражнения на этом этапе представляют собой игры со слоговыми рядами.
Например: «Лишний слог» - взрослый называет слоговой ряд с лишним слогом, например: «на-нана-ПА», а ребенок должен услышать и определить, какой слог лишний. Постепенно слоговые ряды усложняются : «на-НО-на», «ка-ка-ГА-ка», «па-БА-па-па» и т. п. ;
«Одинаковые – разные» - взрослый говорит на ухо ребёнку определённый слог, например «па». Ребёнок вслух повторяет его. После этого взрослый вслед за ним произносит или тот же слог, или близкий по звучанию. Происходит это примерно так:
ребёнок - «па», взрослый – «па»
ребёнок – «па», взрослый – «ба»
ребёнок – «ка», взрослый – «га»…
Ребенок должен определит на слух, такой же слог произнес взрослый или он ошибся.
Ваш ребенок научился на слух различать похожие слоги. Теперь вы можете
приступать к тому, чтобы учить его различать звуки. Начинать работу следует с различения гласных звуков.
Например: Даете ребенку предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняете: «Поезд гудит: «у-у-у», девочка плачет: «а-а-а», птичка поё т: «и-и-и». После этого произносите звуки сначала удлинённо, а ребенок, реагируя на произнесённый звук, поднимает соответствующие картинки.
Последний этап формирования фонематического восприятия является самым
сложным и значимым при подготовке ребенка к школьному обучению. Он является первой ступенькой к овладению навыками чтения и письма. Его задача - выработать у ребенка навыки элементарного звукового анализа. Работу на этом этапе необходимо начинать с того, что научить его определять количество слогов в слове, отхлопывая слова из двух и трех слогов. Необходимо показать ребенку, как отхлопывать слова с разным числом слогов, как выделять при этом ударный слог. После этого переходить к
проведению анализа гласных звуков. Это делают следующим образом:
взрослый произносит один, два или три гласных звука, например: «и», «ау», «иоу», «о» и т. д., а ребенок выкладывает на столе столько кружков, сколько гласных И А И И О У О
Аналогично осуществляется анализ остальных гласных звуков.
После гласных приступаем к анализу согласных звуков. При этом важно
определё нную последовательность: сначала ребенок учится определять последний согласный звук в слове. В этом вам помогут такие игры, например, :
специально подбираются предметные картинки, например, : кот, торт, жук, лук и т. д. Ребёнок, взяв картинку, называет предмет, и голосом выделяет последний звук. Затем этот звук ребёнок произносит отдельно.
Это упражнение можно изменять и постепенно усложнять задания, например:
разложить картинки на две группы так, чтобы в одной остались картинки, названия которых оканчиваются на звук «т», а в другой – на звук «к»;
игра «Потерялся звук» - в этой игре взрослый показывает ребенку картинку и, называя предмет, пропускает последний звук, например: «тан…», «пау…» и т. д., а ребёнок должен назвать всё слово и произнести звук, который «потерялся».
Без полноценного фонематического слуха, ребёнок не овладеет чистым
звукопроизношением, навыками дифференциации, а так же звуковым анализом и синтезом. Основной задачей является научить ребёнка правильно воспринимать звуки речи и воспроизводить их.