Аноним
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность использования в процессе развития дошкольников.
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
К. С. Станиславский
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, мышление, речь, умение видеть необычные моменты обыденном.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Актуальность театрализованной деятельности дошкольника. Проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства актуальна не только как самостоятельный раздел художественно-эстетического воспитания детей, но и как мощное средство социализации детей.
В наше время - время стрессов, все обрастает массой проблем. Именно поэтому необходимо через театр помочь ребёнку легче воспринимать окружающий мир и действительность и конечно, прививать любовь к театру, к русскому слову… Важно постоянно стимулировать ребёнка проявлять сочувствие к окружающим его людям, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.
Цель - формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творчеству в любой области деятельности.
Осуществлению поставленной цели способствует решение следующих
Задачи:
1. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству;
2. Развитие коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения;
3. Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств;
4. Формирование чувств сотрудничества и взаимопомощи.
Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.
Во многих методических источниках понятия «театрализованная деятельность» и «театрализованная игра» являются синонимами. С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации.
Формы организации театрализованных игр :
1. Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе). Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Сюда же относятся посещения театров;
2. Самостоятельная театральная деятельность. Применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность);
3. Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Так, в первой младшей группе на занятиях по рисованию, когда дети учатся изображать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а бублик для кошки, которая случайно забрела в группу и призналась, что очень голодна.
Существует несколько классификаций видов театров для детей дошкольного возраста. Например, Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова рассматривают:
1. Настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
2. Стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
3. Театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
4. Верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
5. Напольные куклы (марионетки, конусный театр);
6. Театр «живой» куклы (ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские.
В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста.
А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду : настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т. д. Для того чтобы развить творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности необходимо выделить несколько условий:
1. Первое условие – обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
2. Второе условие – содержательное общение педагога и детей.
3. Третье условие – это обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности :
• Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т. д.
• Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие – либо эмоции.
• Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т. д., а так же поза.
• Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.
Методика проведения театрализованной деятельности в детском саду
Во второй младшей группе:
имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.
В средней группе:
участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
В старшем дошкольном возрасте:
инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.
В подготовительном дошкольном возрасте:
инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Классификация театрализованных игр :
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через :
настольный театр игрушек;
настольный плоскостной театр;
плоскостной театра на фланелеграфе;
пальчиковый театр.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра :
мягкой игрушки;
деревянный театр;
конусный театр;
театр народной игрушки;
плоскостных фигур;
театр ложек;
театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т. д.
В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.
Организация уголка театрализованной деятельности.
• Различные виды театров;
• Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски;
• Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, мнемотаблицы, билеты, кассу, краски, клей, различные виды бумаги, природный материал и т. д.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.
Приложение 1.
Деловая игра
«Театральный ринг»
Цель: расширить знания педагогов о театрализованной деятельности.
Правила игры: В игре участвует 2 команды. Игра разделена на 5 раунда. В каждом раунде педагоги имеют возможность заработать жетоны, по итогам каждого этапа и в конце игры подводятся итоги.
1. Раунд «Да-Нет»
Команды быстро и односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.
Для 1 команды:
• В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
• Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
• Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
• Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
Для 2 команды:
• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
• Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
2. Раунд.
На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения? Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.
Режиссерские игры Игры-драматизации
• настольный театр картинок и игрушек;
• теневой театр;
• театр на фланелеграфе;
• стенд-книжка. • игры-драматизации с пальчиками;
• с куклами би-ба-бо;
• импровизации;
• с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).
В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности-интонацию, мимику, пантомиму.
3. Раунд «Угадайка» .
Каждая команда разгадывает кроссворд Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова.
Десять Р (1 команда)
1. Место для представлений, зрелищ.
2. Кто пишет пьесы для представления?
3. Кто руководит постановкой спектакля?
4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.
5. Человек, управляющий оркестром
6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.
Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6. Композитор.
Театральная змейка(2 команда)
1. Место для представлений, зрелищ.
2. Главный руководитель, постановщик спектакля.
3. Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.
4. Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.
5. Исполнитель ролей в театральных представлениях.
6. Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
7. Перерыв между действиями спектакля.
8. Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.
9. Что лучше всего подарить артисту, который понравился.
Ответы: 1. Театр. 2. Режиссер. 3. Репетиция. 4. Яма. 5. Актер. 6. Рампа. 7. Антракт. 8. Танец. 9. Цветы.
4 Раунд «Реши пример. Герой + предмет = сказка».
Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получиться название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.
Задание для первой команды:
1. Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =?
(К. И. Чуковский Мойдодыр)
2. Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =?
(Шарль Перро «Кот в сапогах»)
Задание для второй команды:
1. Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =?
(Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»)
2. Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =?
(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
5 раунд «Блиц-турнир»
Каждой команде по очереди задается вопрос, если команда не отвечает, ход переходит к следующей команде.
1. Сколько встреч было у старика и рыбки? //шесть//
2. Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? //Творческий//
3. Первый банкрот Поля чудес //Буратино//
4. Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? //Астрид Линдгрен//
5. Героиня русской сказки, девочка из снега //Снегурочка//
6. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта //Корней Чуковский//
7. Пушкинское дубовое украшение //цепь//
8. Разговор двух лиц //диалог//
9. Личный транспорт Бабы Яги //ступа//
10. Кто полгода сидит без обеда //медведь//
11. Виды невербальной коммуникации //мимика, жесты, телодвижения//
12. Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? //Сергей Аксаков//
13. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера//сказка//
14. Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? //А. С. Пушкин//
Подведение итогов.