МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»

Аноним
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность использования в процессе развития дошкольников.

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»

Темочки:

К. С. Станиславский

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, мышление, речь, умение видеть необычные моменты обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Актуальность театрализованной деятельности дошкольника. Проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства актуальна не только как самостоятельный раздел художественно-эстетического воспитания детей, но и как мощное средство социализации детей.

В наше время - время стрессов, все обрастает массой проблем. Именно поэтому необходимо через театр помочь ребёнку легче воспринимать окружающий мир и действительность и конечно, прививать любовь к театру, к русскому слову… Важно постоянно стимулировать ребёнка проявлять сочувствие к окружающим его людям, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Цель - формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творчеству в любой области деятельности.

Осуществлению поставленной цели способствует решение следующих

Задачи:

1. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству;

2. Развитие коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения;

3. Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств;

4. Формирование чувств сотрудничества и взаимопомощи.

Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.

Во многих методических источниках понятия «театрализованная деятельность» и «театрализованная игра» являются синонимами. С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации.

Формы организации театрализованных игр :

1. Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе). Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Сюда же относятся посещения театров;

2. Самостоятельная театральная деятельность. Применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность);

3. Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Так, в первой младшей группе на занятиях по рисованию, когда дети учатся изображать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а бублик для кошки, которая случайно забрела в группу и призналась, что очень голодна.

Существует несколько классификаций видов театров для детей дошкольного возраста. Например, Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова рассматривают:

1. Настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

2. Стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

3. Театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

4. Верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

5. Напольные куклы (марионетки, конусный театр);

6. Театр «живой» куклы (ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские.

В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста.

А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду : настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т. д. Для того чтобы развить творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности необходимо выделить несколько условий:

1. Первое условие – обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

2. Второе условие – содержательное общение педагога и детей.

3. Третье условие – это обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности :

• Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т. д.

• Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие – либо эмоции.

• Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т. д., а так же поза.

• Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

Методика проведения театрализованной деятельности в детском саду

Во второй младшей группе:

имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе:

участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте:

инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте:

инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Классификация театрализованных игр :

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через :

настольный театр игрушек;

настольный плоскостной театр;

плоскостной театра на фланелеграфе;

пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра :

мягкой игрушки;

деревянный театр;

конусный театр;

театр народной игрушки;

плоскостных фигур;

театр ложек;

театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т. д.

В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Организация уголка театрализованной деятельности.

• Различные виды театров;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, мнемотаблицы, билеты, кассу, краски, клей, различные виды бумаги, природный материал и т. д.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Приложение 1.

Деловая игра

«Театральный ринг»

Цель: расширить знания педагогов о театрализованной деятельности.

Правила игры: В игре участвует 2 команды. Игра разделена на 5 раунда. В каждом раунде педагоги имеют возможность заработать жетоны, по итогам каждого этапа и в конце игры подводятся итоги.

1. Раунд «Да-Нет»

Команды быстро и односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

Для 1 команды:

• В слове «яркая» 7 звуков. (Да).

• Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)

• Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

• Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

Для 2 команды:

• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

• Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)

• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)

• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

2. Раунд.

На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения? Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.

Режиссерские игры Игры-драматизации

• настольный театр картинок и игрушек;

• теневой театр;

театр на фланелеграфе;

• стенд-книжка. • игры-драматизации с пальчиками;

• с куклами би-ба-бо;

• импровизации;

• с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности-интонацию, мимику, пантомиму.

3. Раунд «Угадайка» .

Каждая команда разгадывает кроссворд Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова.

Десять Р (1 команда)

1. Место для представлений, зрелищ.

2. Кто пишет пьесы для представления?

3. Кто руководит постановкой спектакля?

4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.

5. Человек, управляющий оркестром

6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6. Композитор.

Театральная змейка(2 команда)

1. Место для представлений, зрелищ.

2. Главный руководитель, постановщик спектакля.

3. Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.

4. Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.

5. Исполнитель ролей в театральных представлениях.

6. Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

7. Перерыв между действиями спектакля.

8. Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.

9. Что лучше всего подарить артисту, который понравился.

Ответы: 1. Театр. 2. Режиссер. 3. Репетиция. 4. Яма. 5. Актер. 6. Рампа. 7. Антракт. 8. Танец. 9. Цветы.

4 Раунд «Реши пример. Герой + предмет = сказка».

Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получиться название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.

Задание для первой команды:

1. Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =?

(К. И. Чуковский Мойдодыр)

2. Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =?

(Шарль Перро «Кот в сапогах»)

Задание для второй команды:

1. Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =?

(Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»)

2. Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =?

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

5 раунд «Блиц-турнир»

Каждой команде по очереди задается вопрос, если команда не отвечает, ход переходит к следующей команде.

1. Сколько встреч было у старика и рыбки? //шесть//

2. Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? //Творческий//

3. Первый банкрот Поля чудес //Буратино//

4. Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? //Астрид Линдгрен//

5. Героиня русской сказки, девочка из снега //Снегурочка//

6. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта //Корней Чуковский//

7. Пушкинское дубовое украшение //цепь//

8. Разговор двух лиц //диалог//

9. Личный транспорт Бабы Яги //ступа//

10. Кто полгода сидит без обеда //медведь//

11. Виды невербальной коммуникации //мимика, жесты, телодвижения//

12. Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? //Сергей Аксаков//

13. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера//сказка//

14. Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? //А. С. Пушкин//

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дорожка здоровья в детском саду» Дорожка здоровьяХорошо, если территория детского сада большая или рядом есть лес или парк. Именно здесь можно разместить дорожку здоровья.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду»Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду» Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду».Повышение качества и результативности.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду»Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду» В настоящее время, когда по-иному решаются задачи воспитания и образования, непоколебимой остается идея приобщения детей с раннего детства.

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду» Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду имеет свои.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,.

Театрализованная деятельность в детском саду. Чтение и обыгрывание сказки «Три медведя»Театрализованная деятельность в детском саду. Чтение и обыгрывание сказки «Три медведя» В дошкольном возрасте у детей складываются черты характера, формируются нравственные и эстетические качества, развиваются способности.

Театрализованная деятельность в детском саду. Театр на деревянных лопаткахТеатрализованная деятельность в детском саду. Театр на деревянных лопатках Здравствуйте, дорогие коллеги! Как приятно после долгого отсутствия снова оказаться рядом. С большим удовольствием и радостью читать ваши.

Театрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателейТеатрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателей Театрализованная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества и в детском саду она имеет свои особенности. На первых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»
Опубликовано: 20 января 2020 в 19:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Аноним (УИ 1453010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД