Татьяна Беляева
Консультация для педагогов «Значение театрализованных игр в развитии коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов " Значение театрализованных игр в развитии коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи"
Татьяна Беляева
Консультация для педагогов " Значение театрализованных игр в развитии коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи"
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимое внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Публикация «Консультация для педагогов „Значение театрализованных игр в развитии коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Общение - важный показатель психического развития ребёнка и одновременно важнейшее его условие. Жизнь ребёнка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности.
Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом.
Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.
Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Театр – это игра, а вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. В театральной игре ребенок решает свои проблемы.
Театр - коллективная театрализованная деятельность, и она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка. Ребенок раскрепощается, начинает самостоятельно творить, через театр ребенок познает себя и начинает расти, как личность. Театр создаёт условия для социализации ребенка в обществе, усиливает адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти.
Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат.
И воспитательные возможности театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста широки:
- дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии;
- умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения;
- процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняет словарь ребёнка, совершенствуют звуковую культуру речи, её интонационный и граматический строй;
театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживает героям разыгрываемых событий;
- она позволяет формировать первичные социальные навыки поведения; каждое литературное произведение имеет нраственную направленность, любимые герои становятся образцами для подражания и отждествления; театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная игра – одна из наиболее совершенных и эффективных форм реализации самостоятельной речевой активности; это моделирование социальных отношений, подчиненное сюжету сценариев обозначенных временных и пространственных характеристиках. В данном виде деятельности принятие образа овеществлено, материализовано (ребенок переодевается или использует куклу) и выражается различными символическими средствами (мимика и пантомима, графика, речь, пение и т. п. , что особенно важно для детей с системными нарушениями речи.
Театрализованная игра формирует и развивает у дошкольников с речевой патологией сенсорные и двигательные способности, которые создают основу для устранения речевых нарушений.
Единство музыки, движения и слова способствует формированию одного психического процесса за счет других, ранее сформированных.
Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли.
Для современного ребенка кукла прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Ребенок переживает с куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла.
С помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения.
Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с Винни Пухом. В этом случае за него говорит сам взрослый, что по сути представляет собой замаскированную помощь.
Для взрослого кукла – замечательная возможность корректного, косвенного
(опосредованного) воспитательного воздействия, которое не воспринимается
детьми как поучение и не вызывает у них сопротивления. Например, в ответ на торопливую речь ребенка кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно качать головой, закрывать уши руками, отказываться слушать. Наоборот, если он говорит правильно, кукла хлопает в ладоши и даже подпрыгивает.
Использование различных видов театра обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней появляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Совместная деятельность детей превращается в планируемую и осуществляется при непосредственном участии речевого взаимодействия. Диалог становится необходимой составляющей совместной деятельности, в репликах партнеров вербально представляется программа осуществления самой совместной деятельности и способности к программированию процесса.
Очень важно не гасить в маленьком человеке стремление к творчеству, не навязывать ему свое видение, не давать готовой схемы для подражания, а лишь побуждать его к игре искренней заинтересованностью, внимательным, чутким отношением к проявлениям его индивидуальности. Огромное значение в театральных постановках имеет музыкальное сопровождение: пластикой своего тела, движениями куклы дети пытаются передать эмоциональный строй мелодии.
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми.