Светлана Зимина
Эмоциональная сфера и выразительность речи в развитии детей посредством театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная сфера и выразительность речи в развитии детей посредством театрализованных игр
Зимина Светлана Анатольевна.
Воспитатель ГБДОУ №3 Калининского района.
Методическая разработка по теме:
«Эмоциональная сфера и выразительность речи в развитии детей через театрализованные игры».
Публикация «Эмоциональная сфера и выразительность речи в развитии детей посредством театрализованных игр» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Актуальность выбранной темы говорит сама за себя, поэтому я уделяю внимание одному из самых популярных направлений - театрализованной деятельности, для детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования, в структуре образовательной программы, обеспечивающей реализацию Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, являющейся базой для развития позитивной социализации ребенка.
Целью моей работы – было обучение и воспитание любознательного, умного, неравнодушного к окружающей жизни ребенка, стремящегося к познанию мира, любящего свою культуру и историю, уважающего культуру и историю свою и других народов. Помочь понять и показать детям, как важно найти свой путь, поверить в себя, не бояться мечтать, и это главное условие для успешного воспитания и обучения детей, создающий положительный эмоционально – психологический комфорт, реализующийся через театрализованные игры, которые раскрывают свой внутренний мир каждого ребенка.
Театрализованная игра – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате дети познают мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.
Поэтому я планировала свою работу в трё х направлениях:
1. Развитие эмоциональной сферы личности детей.
2. Приобщение детей к азам театральной деятельности.
3. Способствовать выразительности речи.
Начиная работу, я поставила перед собой следующие задачи:
- Создание эмоционально-комфортной атмосферы в группе. Наполнить жизнь детей в детском саду положительными эмоциями и впечатлениями.
- Развить у детей эмоциональную отзывчивость, появления сочувствия к сверстнику, различать настроение. Переживать эмоциональное состояние персонажей.
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Поддерживать желание участвовать в развлечениях, в театральных играх, диалогах, праздниках, чувствовать себя свободно, раскрепощено.
- Познакомить детей с разными видами театра (театр картинок, настольным театром, театром конусной игрушки, знакомить детей с приёмами кукловождения используя театр на резинке, штокольный театр, театр с куклами би – ба – бо; пальчиковым, плоскостным театром, теневым театром).
- Побуждать детей к импровизации, используя выразительные различные средства, мимику, пантомимику, выразительные действия.
- Развивать речевую культуру детей, расширять словарный запас, формировать правильное звукопроизношение (дети произносили слова, фразы в разном темпе быстро, медленно, с разной силой голоса, тихо, громко, развивала артикуляцию, дикцию, поощряла детское словотворчество; использовала разнообразные приемы:
1. Выполнение действий с предметами т. к. (ребенок опирается на различные анализаторы – это тактильный вибрационный, кинетические – облегчает усвоение речевого материала.
2. Выполнение просьбы - это позволяет проверить понимание ребенком о обращенной речи, способствует активизации собственной речи, и ориентировки в окружающим мире
3. Многократное проговаривание речевого материала – для того чтобы привлечь внимание детей к изменению слов в различных словосочетаниях разных формах: Например: построение предложений, пересказ сказок.
4. Комментированные действия - используются для развития восприятия речи детьми (отвечают на разнообразные вопросы, внятно произносят гласные звуки и т. д.).
Для реализации ФГОС и успешного освоения программы были созданы условия:
1 Создать условия для творческой активности детей (создание предметно - развивающей среды, театрализованный уголок с разными видами театра).
2 Приобщение детей к исполнительскому творчеству (через педагога с детьми группы, спектакли, игры).
3 Приобщение детей к театральной культуре города (кукольный театр, предоставляя право выбора (атрибуты, роли, образы средства, сюжеты, к искусству (детская современная музыка, классическая детская музыка, фольклор, русские народные сказки, сказки других народов).
Знакомство с театральной деятельностью я начала с рассматривания в книжном уголке книг, иллюстраций так я знакомила детей с произведениями русских народных сказок, фольклором, литературой, искусством, природой, трудом, взаимодействия детей друг с другом, и окружения, а так же, просмотра репертуара детских театров (дети посещали театр с родителями, с театральным уголком в группе, с уголком ряженья.
Освоение новых технологий позволяет создать условия для повышения качества обучения и развития дошкольников, в более высокой мотивационной готовности в рамках ФГОС, а также интеллектуальной культуре в целом (где дети в игровой форме дети расширяют, уточняют, развивают, систематизируют, обобщают знания об окружающем, развивают творческие способности, эмоции). Например: использовалась технология М. Родиной и А. Бурениной «Театрализованная деятельность»
- Показывала как передать характерные действия игрового образа, где дети исполняя роль добавляли некоторые образные движения.
Например: одна из задач воспитания детей младшей группы была – формирование у них предпосылок нравственного поведения и эмоционального развития детей. Особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Прежде всего, воспитателю необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методам воспитания малышей служат непосредственное общение с детьми и воспитателями.
Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно повторить. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительный настрой.
Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при не однократном их выполнении, навык становится прочным.
Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Игровые приемы используются воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивает более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процессе воспитание получается очень естественным, ребенок не ощущает себя объектом.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающем миром через образы, звуки, краски.
К режиссёрским играм можно отнести - настольный театр на ковралине, теневой театр, когда дети не являются действующим лицом, а создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа, действуя за него, изображая его интонацией, мимикой.
Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребёнок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Игры с пальчиками: Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Ребёнок играет за персонажа, изображение которого находиться на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст за ширмой, или свободно передвигаясь по группе.
С куклами Би - ба –бо. Надевают куклы на пальцы руки, действуют на ширме, за которой стоит играющий.
Импровизация - это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки, их относят к разделу творческих игр.
Например для совершенствования навыков правильной речи проводятся театрализованные игры, дети пользуются не только простыми предложениями, но пытаются использовать распространённые предложения.
Игра «Наш театр». Начинается с разыгрывания диалогов легче в стихах.
- Ты куда идешь, медведь?
-В город, ёлку приглядеть!
-Да на что тебе она?
-Новый год встречать пора.
(Г. Виеру).
-Творческие игры, можно подкладывать новый атрибут, для известного сказочного персонажа или предлагать новую игровую ситуацию, в которой будет происходить диалог.
-Захотелось Маше собрать грибов. Пошла она в лес, но взяла с собой зонтик. Встретил её Медведь.
Воспитатель: О чём спросил он Машу?
Дети: Куда ты идёшь?
Воспитатель: Узнал ли медведь у Маши, что она собирается делать?
Дети: Идёт в лес, собирать грибы.
Воспитатель: Что Медведь посоветовал Маше взять с собой для сбора грибов?
Дети: Корзинку.
Игра – пантомима, в которой дети молча изображают различные действия. Например: «Где мы были,- мы не скажем, что делали - покажем», или «Угадай, кто это?» (дети изображают походки разных животных).
Сказка нужна для закрепления навыка правильной речи. Детям недостаточно слышать только правильную речь лучше играть с героями, рассматривать картинки (воспитатель показывает различные виды театра русских народных сказок, на ковралине, пальчиковый театр, конусный театр, перчаточный театр, театр из бросового материала «ваты» и т. д.).
Можно использовать игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа.
-Изобразить прогулку семейства трёх медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя по-разному (остальные дети внимательно следят чтобы подметить различия).
-Предложить ребёнку от лица любимого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, волку, медведю).
У зеркала.
(Представление без слов, с помощью мимики и жеста называется пантомимикой). Элементы пантомимики используются при постановке спектаклей, в играх - драматизациях.
-Нахмуриться, как:
-Ребёнок, у которого отняли игрушку.
-Улыбнуться, как:
-Кот на солнце.
Сесть, как:
Пчела на цветок.
(Смена ролей активизирует творческое воображение ребёнка).
«Ласка».
Ребёнок с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка (другого ребёнка, котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой о его руки.
Эффективно использовать и информационные технологии, как одного из средств педагогической работы, для дошкольного возраста. Основным элементом компьютерной грамотности является компьютерная игра, позволяющая создать предметно - игровое пространство. Запускается определённая игра, которая используется в совместной деятельности педагога и детей.
Например: «Загадывание загадок», «рассматривания иллюстраций», «дидактических игр» и. т д. Это необходимо использовать для формирования понятий,навыков и способов действий, выясняя опорные знания и применения этих знаний и умений. Развивая творческие способности детей.
Входе компьютерной игры проводятся различные динамические паузы (физминутки).
Уважаемые педагоги, каждому воспитателю нужно помнить, что в первую очередь необходимо добиться доверия детей, ибо решающими, методами воспитания служит непосредственное общение педагога с детьми, через включение в игру направляя действие детей на закрепление определённого навыка. Нужно помнить, что нельзя торопить детей, а надо дать спокойно выполнять осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительный настрой, тем самым у детей происходит расширение жизненного мировоззрения, обогащается кругозор, постигается окружающий мир, по средствам художественных образов, развивается речь (в результате дошкольники приобретают умения- красиво и выразительно говорить, владеть своим голосом, слушать тело, свободно двигаться, избавляться от мышечных зажимов, преодолевают страх), формируется эмоциональная сфера (дети сопереживают героям, осмысленно воспроизводят события постановки, постигают правила поведения в обществе, открыто выражают свои чувства и эмоции,реализуются коммуникативные навыки (устанавливают доверительный контакт друг с другом, обеспечивают сплочённость группы и её слаженную работу).