Ольга Суворова
Консультация для педагогов «Возрастная специфика и этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Консультация для педагогов «Возрастная специфика и этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».
Публикация «Консультация для педагогов „Возрастная специфика и этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
2 слайд. В течение детства увлечение изобразительной деятельностью проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется определёнными особенностями рисунков. По ним можно судить о том, развивается ли ребёнок в соответствии со своим возрастом, опережает его или отстает в развитии. Настоящий возраст ребёнка и «возраст развития» не всегда совпадают. Развитие детей зависит от условий воспитания, внимания к ним, их увлечениям взрослых.
3 слайд. Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии: до изобразительный и изобразительный. Доизобразительный этап начинается на втором году жизни ребенка и заканчивается к 3 годам или несколько позже. Изобразительный этап начаться с 2,5 лет.
В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий. Знание особенностей каждой из них поможет правильно оценить детский рисунок.
Доизобразительный этап
4 слайд. Стадия экспериментирования средствами изодеятельности.
Потребность в познании мира у детей этого возраста реализуется в манипулятивной деятельности, а затем в предметно-орудийной. Действия ребенка с изоматериалами — одно из частных проявлений этой деятельности. У ребенка до 1,5 лет нет потребности рисовать. Его интересуют лишь действия с карандашом и бумагой (стучит, мнет, жует, разбирает, мажет, рвет, грызет, заворачивает карандаш в бумагу, накрывает бумагой голову). Первые графические изображения возникают случайно и ребенок не обращает на это внимания, он увлечен самим материалом, действием с ним.
Необходимо, чтобы в поле зрения ребенка оказались изобразительные материалы. Они должны быть яркими и безопасными. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Основные методы, побуждающие ребенка к рисованию
• подражание
• пример взрослых (надо как можно чаще на глазах детей лепить, рисовать)
• совместная предметная деятельность (вложите карандаш в руку ребенка, а затем в свою руку и вместе с ним почеркайте, порисуйте)
• эмоциональное общение
5 слайд. Вторая стадия доизобразительного этапа — экспериментирование со штрихом и пятном (ее называют также стадией лишенных смысла штрихов или стадией марания).
Причины, по которым у ребенка возникает желание рисовать, состоят главным образом в подражании действиям взрослых (рисованию, черчению, письму и др.) и высокой моторной активности детей этого возраста. Манипулируя карандашом, малыш неожиданно замечает след на бумаге. Он радуется и стремится повторить действия. Вначале ребенок наносит на бумагу (предпочтение отдается книгам, журналам, газетам) или другую плоскость (обои, стол, пол) точки, штрихи, линии случайной формы, лишенные всякого смысла, никак не связанные между собой и не организованные на листе. У ребенка появляется представление о свойстве материала и цели действия с ним — стремление получить след. Он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом действия проявляются в ритмических движениях. Рука движется взад и вперед, получаются повторяющиеся неотрывные штрихи. Надо закреплять интерес ребенка к действиям с изоматериалами и вместе с ним удивляться и радоваться полученному следу на бумаге. Дайте ребенку возможность) реализовать свое желание просто черкать на бумаге. Покажите при этом, что в штрихах, точках, линиях можно увидеть какой-то образ (дождь, ветер и т. д.).
6 слайд. Через некоторое время, когда ребенок вдруг замечает, что между движениями его руки с карандашом и внешним видом линий существует какая-то связь, начинается третья стадия доизобразительного этапа — стадия каракуль. Малыш много раз и на разных листах увлеченно повторяет одинаковые движения, радуясь тому, что на бумаге появились похожие по форме штрихи или линии. В жизни ребенка происходит важнейшее для развития его психики событие —
• он воспринимает след на бумаге как результат своих действий. Ребенок начинает пробовать разные движения и, повторяя их на «рисунках», делает линии и штрихи все более разнообразными. Начиная с хаотично расположенных на бумаге линий, штрихов и точек, отражающих только двигательную активность и подражание действиям взрослых, ребенок, благодаря «открытию» следа как результата своих действий, старается изображать «пучки» бесформенных линий. Последние в результате стремления к повторению одинаковых движений постепенно трансформируются в ритмично организованные следы карандаша. Видимый на бумаге ритм разных следов приводит ребенка к зрительному (но не рассудочному) различению размера штрихов (длинные, короткие, очень короткие, их формы (прямые, округлые, угловатые) и непростой ритмичной конфигурации. В завершение доизобразительной стадии должна появиться способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которая локализует на листе некоторое особое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком., т. е. чем-то реальным. Одну и ту же фигуру малыш называет каждый раз по-разному, поскольку для него они универсальны, а их форма пока что мало связана с внешним видом объектов окружающей жизни.
Этим должна завершиться доизобразительная стадия детского рисования, но не у всех детей это происходит в одно и то же время. И связано это чаще всего не с индивидуальными возможностями ребенка, а с отношением взрослых к ничего не изображающим каракулям, как к вредному баловству (порча журналов, обоев на стенах и т. п., которое надо пресекать, отнимая карандаш и бумагу. Запрещая такое рисование, взрослые значительно обедняют развитие ребенка.
Изобразительный этап.
7 слайд. Изобразительный этап начинается со стадии бесформенных изображений или стадии ассоциативных каракуль. Она продолжается от 2,5 до 4 лет и поначалу мало отличается от предыдущей: на рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т. д., они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых, например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав таким образом сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей.
Так рисунки выглядят внешне, но внутренние переживания самого ребенка во время рисования теперь резко отличаются от тех, что были на предыдущей стадии: появляется стремление передать какой-то образ окружающего мира, причем не столько отдельного предмета, сколько явления, чем-то ребенка поразившего. Даже если на рисунке видно лишь что-то одно, ребенок рисовал не предмет, а событие, чем-то интересное ему. Просто содержание этого события он отражает не только на бумаге, но и в сопровождающих рисование словах, жестах, мимике. Про себя или вслух дети называют каждую часть предмета словами, произнося их раздельно и нараспев, помогая жестами и мимикой. Словесный пересказ события впоследствии долго будет постоянно сопровождать процесс рисования, а через событийность рисунка ребенок выражает отношение к миру.
Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности ребенка в этот период. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному. Объективного сходства с реальными предметами еще нет, но появляется замысел — представление будущего рисунка и способов его создания («нарисую машину, дом.»). В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш черкает на листе и комментирует свои действия, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным. В этот период ребенок способен изобразить все (нет страха, как у старших детей).
8 слайд. Вторая стадия изобразительного этапа — стадия схем. Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями). Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрошенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа. Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему, встраивают свои рисунки и чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами.
Самовыражение для ребенка, в этой стадии, преобладает над изображением. Для него важен сам процесс.
• Первым узнаваемым изображением на рисунках детей в этой стадии чаще всего оказывается человек. Сначала он состоит из двух частей: головы (точнее, лица) с глазами-точками и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии-подпорки, обозначающие ноги. Это — «головоног». Его можно увидеть среди каракулей еще на стадии бесформенных изображений, правда, с овальной линией лица ноги-черточки могут быть не соединены, а глаза и рот нарисованы сбоку, т. е. могут не умещаться внутри овала. На стадии схем разрывы между частями встречаются реже и обязательно с обеих
сторон от головы нарисованы черточки-руки, иногда дополненные штрихами-пальцами (в количестве избыточном или недостаточном).
• Голова тоже дополняется черточками-волосами или округлой шапкой. Нередко голову и туловище ребенок объединяет в один удлиненный овал так же, как прежде, на стадии бесформенных изображений. Получается, как говорят дети, «человечек-огуречик». В нижней части «огуречка», в животике, иногда можно увидеть «рыбку» или «яблоко» или что-то другое, что съел этот человечек.
• На следующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Голова и туловище рисуются раздельно, но соединяются не шеей, а становятся друг на друга или к голове присоединяются линии (палки, обозначающие руки или кружки-ладошки. Также кружками или неопределенно угловатыми формами могут изображаться на концах ног «туфельки» или «ботиночки».
• Линейно нарисованный (кроме головы) «человечек-скелетик» обычно не имеет одежды.
• Постепенно у него появляется толщина, — человечка одевают, сначала рисуя только «пуговки» на туловище, потом — «шапочку», «туфельки», «воротничок» и т. п.
Самый характерный признак стадии схем — раздельное рисование каждой части любого объекта, не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т. п. Ребенок рисует все части по отдельности, начиная с самого главного — головы, туловища, последовательно, без разрывов присоединяя их друг к другу. Этот признак схемы может долго оставаться на детских рисунках.
• Главное, наиболее важное событие ребенок изображает тщательно, а второстепенное или происходящее на втором плане рисует схематично. В таких случаях «схемы» не являются отражением задержки в развитии ребенка-дошкольника. Однако, если они видны на рисунках учеников 2—3 класса, возможно предположить незначительную или частичную задержку в развитии ребенка.
9 слайд. Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным. Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки-раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов.
• Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом. У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка и прорисованы все предметы, лежащие в ней.
• Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки.
• Изображения людей становятся более пропорциональными, как правило, за счет изменения размера головы, которая раньше и изображалась чрезмерно большой. Появляется округлость плеч и других частей тела. Черты лица, изображаемого и в фас, и в профиль, рисуются тщательнее, выглядят разнообразнее и чаще передают характерные особенности конкретного человека или типичный образ литературного персонажа. Волосы на голове у людей все чаще выглядят по-разному, а у персонажей женского пола появляются прически. При изображении рук и ног чаще показаны локтевые и коленные сгибы.
• Чаще человек изображается в движении (бежит, прыгает, падает, что-то держит или бросает). События, как и прежде, отражаются на рисунках по принципу: чем ближе произошедшее по времени и значимости, тем ниже на листе, чем менее важно, тем выше.
• Нередко можно увидеть и некоторое уменьшение дальних предметов, и даже загораживание дальних изображений близкими. Появляются попытки передать на рисунке объемность предмета (строений, механизмов, изобразить ракурсы удаляющихся дорог, улиц, рек.
У многих детей изменение способа изображения на этой стадии завершается, сохраняясь в более или менее совершенном виде навсегда.
10 слайд. Четвертая стадия изобразительного этапа — стадия правильных (реалистических) изображений. Название, правда, не вполне точное, поскольку как «правильные» или «реалистические» рисунки оценивают чаще по критериям профессионального обучения,
• где точность изображения соответствует графической грамоте. Знание ее полезно будущему художнику. Этим критериям отвечают рисунки небольшой части детей и подростков, обучающихся в специальных художественных школах. Но и при этом условии частичного соответствия «правилам» добивается лишь небольшая часть детей: в 10—11 лет — 3,6%, в 12 — около 10, в 13—14 лет — не более 20%. В дошкольном возрасте процент таких достижений еще меньше, поэтому, хотя и редко,
• но встречаются у детей старшего дошкольного возраста. Такие дети способны тщательно вырисовывать детали, делать наброски изображаемого объекта. Они — результат успехов в художественном развитии.
11 слайд. Рисунок детей стадии обобщенного рисунка становится сюжетным, контекстным, который может дополняться комментарием, рассказом его содержания. Эта стадия как бы венчает собой развитие навыков рисования в дошкольном возрасте.
Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности. Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно. Следует заметить, что дети, не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обучении письму. Помимо этого, дети, как правило, хуже читают и не умеют описать предложенную им картинку.
Источник: Шайдурова Н. В. методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.