Получи документы

Консультация для педагогов «Воспитание любви к родному краю»

Марина Дмитриевна Иноземцева
Консультация для педагогов «Воспитание любви к родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Воспитание любви к родному краю»

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание любви к родному краю“» размещена в разделах

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, своему дому, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Цель нашей работы: создать условия для привития любви к родному краю;

содействовать развитию патриотического воспитания в дошкольном учреждении;

обеспечивать условия для воспитания любви к родному краю.

Задачи:

познакомить ребёнка с прекрасным миром родной природы;

пробудить любовь к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;

научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;

приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;

знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;

воспитать интерес и уважение к обычаям народов Кубани.

Работу по воспитанию любви к родному краю нужно начать с изучения литературы и систематизации материала. Далее нужно создать соответствующую развивающую среду: патриотический и книжный уголки и уголок природы. В работе нужно использовать разнообразные формы, такие как посещение памятников, краеведческого музея города, библиотеки, изучение краеведческой литературы о городе и крае; организация выставок фотографий и открыток; сбор и систематизация пословиц и поговорок, отражающих разные стороны жизни русского народа, кубанских казаков.

Необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. Это требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности. Основными формами патриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность.

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети знали названия своей улицы и той, на которой находится детский сад, знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, медпункт, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для людей. Затем диапазон объектов, расширяется – это микрорайон и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

Особая страница истории города и края в годы Великой Отечественной войны. В своей группе умение у дошкольников проявлять интерес к истории, развиваю на занятиях «75 лет освобождения Кубани», «Их именами названы улицы города», «Улица Лени Таранника», " Город -герой Новороссийск", и другие. А так же во время экскурсий по улицам города, к "Вечному огню. Кубанская земля вырастила славных сыновей. Их славные имена носят улицы и школы. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

В детском саду создан кубанский мини-музей, где для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Попадая в музей дети погружаются в мир быта наших прадедов, получают возможность приобщиться к культурному наследию кубанских казаков. Здесь можно найти старинную прялку, чугунный утюг, крынку, ухват и чугунок для приготовления каши и щей. Эти предметы использую в непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению детей с далёким прошлым родного края. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного труда педагогов, детей и родителей. Наличие мини - музея в ДОУ это одно из достоинств нашего детского сада. Знания о родном крае, жизни и традициях кубанских казаков ребята получают на занятиях по кубановедению и ознакомлению с произведениями кубанских авторов по программе "Казачья честь", разработанной Мищенко Е. А. Совместные мероприятия с казачеством, библиотекой, классами казачьей направленности из школы №4, обогащают знания детей об истории страны и края. Встречи с казаком-наставником становятся традицией в нашем детском саду.

Приобщение к народным и церковным праздникам - важная особенность патриотического воспитания. Посещение храма, участие в народных играх и праздниках на Рождество, Святки, Масленицу, Пасху, Яблочный Спас знакомят детей с традициями русского народа, обогащают духовно.

В своей работе по теме использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Использование пословиц и поговорок особенно необходимо для привития любви к родному краю. В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена : "Береги рубаху с нову, а честь с молоду", " По тебе судят обо всем казачестве". С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно детям. В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, воспитываю интерес к прошлым и сегодняшним событиям города, края, страны. Работа в кружке «Казачата» позволили мне расширить деятельность по этой теме. Надевая костюмы, исполняя песни и танцы кубанских казаков, ребята чувствуют себя настоящими казачатами. Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «Цепи кованые», «Горелки», кубанские игры "Жмурки","Сбей кубанку", "Курень","Напои коня".

Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает дошкольника патриотические чувства не менее, чем героизм военного подвига, а Кубань может смело гордиться своей историей, традициями и лучшими людьми. При ознакомлении детей с трудом взрослых показываю общественную значимость труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина. Реализовывая проекты" Огород на окошке", "От семечка до урожая", "Подари детскому саду цветок" ребята получили знания и навыки по

выращиванию и уходу за растениями. Как радовались дети, увидев первые всходы, сами напоминали о том, что необходимо полить растения, убрать сорняки с грядки, какую гордость испытывали,увидев первые цветы, собирая урожай картофеля.

В совместной образовательной деятельности рассказываю о том, почему наш город называется Горячий Ключ, и что вода из источников считается целебной, излечивая от разных недугов, знакомлю с историей образования города. Воспитывая у старших дошкольников любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что город Горячий Ключ — частица нашей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: — повсюду люди трудятся для всех (учителя, воспитатели, врачи, шоферы, соблюдаются традиции, повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой России, Кубани, Горячего ключа. Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В детском саду был проведен большой праздник "Дружат дети всей земли", выставка детских работ "Символы России".

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. У него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Во время похода в лес и к водоему ребята знакомились с природой родного края, беречь природу, учились преодолевать препятствия.

Немаловажную роль играет и развивающая предметно – пространственная среда в группе, которая постоянно пополняется. Это позволяет расширять представления детей о родном крае, городе.

Успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями. Оно предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.

Работа по воспитанию любви к родному краю нравится не только ребятам, но и воспитателям, и родителям. Данная работа очень нужна, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём. И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою Родину.

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю»Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю» Попова Валентина Фотозарисовка " Осенняя прогулка по родному краю" Совсем недавно в выходные мне посчастливилось выбраться на природу.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание любви к родному городу» в старшей группе Конспект помогает расширять и закреплять представление детей о городе, в котором мы живём, его истории, о людях, живущих в нём; воспитывать.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Игра-путешествие по родному краю Игра-путешествие по родному краю. Цель. 1. Закрепить представления о родном городе, дать более полное представление об источниках, возникновению.

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе»Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе» Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В первую очередь воспитание у ребёнка любви к природе.

Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным»Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным» Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание любви к родному краю»
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 18:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Воспитание любви к родному краю»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дмитриевна Иноземцева (УИ 52163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД