Юлия Васильевна Круппа
Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.
Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с дошкольниками, имеющими нарушения в развитии речи.
Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.
Игры с мелким материалом
- игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;
- игры с палочками;
- игры с мозаикой, конструктором;
- игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;
Развитие графической моторики :
- рисование по трафарету;
- рисование по фигурным линейкам;
- штриховка;
- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
Развивающий массаж
- самомассаж кистей и пальцев рук.
Игры со счётными палочками
"Мышка" – выкладывание из палочек.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку
"Хрум, хрум" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
«Мышки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков) :
Методические рекомендации: " Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам
• указательный, средний, безымянный (в центре средний);
• средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);
• большой, указательный, средний (в центре указательный).
«Ёлка из лесу пришла»
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".
I -й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.
II -й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.
Елочка зеленая
выросла в лесу.
Елочку на праздник
я домой несу.
Как у нашей елки
колючие иголки,
Ветки – лапы называются,
дети удивляются!
Кроме игр со счётными палочками, существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Пальчиковая гимнастика
• Готовит малыша к счёту;
• В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;
• В третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;
• В четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.
«Капуста»
Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завершается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту жмём, жмём.
«Ёжик колкий»
Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.
(Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)
Вот они, вот они.
(Поднимаем и опускаем пальцы.)
Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.
(Оставляем пальцы поднятыми.)
Вот так, вот так.
(Опускаем пальцы.)
Графические упражнения
Задание "Штриховка"
Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.
Задание "Обведи рисунок"
Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Соедини по точкам"
Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Нарисуй фигуры"
Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
Задание "Нарисуй такую же картинку"
Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.
Задание "Дорисуй картинку"
Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.
Задание "Графический диктант"
Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д. " Узоры могут быть различными.
Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтобы развить мелкую моторику рук?
• разминать пальцами пластилин, глину;
• нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
• играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
• играть с песком, водой;
• резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)
• рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)