Людмила Бондарева
Консультация для педагогов «Место и роль психологического уголка в предметно-развивающей среде группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувства, настроения и эмоции.
Публикация «Консультация для педагогов „Место и роль психологического уголка в предметно-развивающей среде группы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. Составляющей психолого - педагогической среды группы является психологический уголок.
Для создания психологического уголка в предметно-развивающей среде группы применимы следующие принципы:
- Гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате.
- Активности, самостоятельности, творчества – предоставления детям возможности самим изменять окружающую предметную среду, развивать у них потребности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
- Индивидуального подхода к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.
Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:
• для психологической разгрузки воспитанников;
• обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
• обучение детей бесконфликтному общению;
• повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
• обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Обоснованность применения атрибутов в психологическом уголке.
Наличие в психологическом уголке групп шатра позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать. Наличие боксерской груши, подушки для битья помогает ребенку справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию.
Наличие веселого коврика в уголке помогает детям развивать ловкость, эмоциональную отзывчивость, умение действовать вместе с другими детьми.
Наличие в группе модулей даёт возможность расслабиться, рассмотреть фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения.
Присутствие в уголке разнообразных волшебных предметов : шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.
В качестве оборудования для психологического уголка представлены “Мешочки настроений” : “Мешочек радости» и “Мешочек грусти”. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и “сложить” в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.
Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры “Азбука настроений”, “Что такое хорошо, и что такое плохо”, «Театр эмоций», «Подушки примирения», «Коробочка добрых дел», «Доска настроения», игра с «сонными игрушками», игра с клубочками и др.
Таким образом, созданная мной предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.