Светлана Тюлякова
Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Воспитатель
2014г
Санкт-Петербург
Темочки:
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе»
Дата проведения анализа: 03 сентября 2014г
Характеристика группы: подготовительную группу посещают 30 детей 6-7 лет, из них- 12 девочек и 18 мальчиков.
Факты полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей);
Учет возрастных особенностей детей;
Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении, др. категорий детей. (если таковые имеются в группе)
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, живые растения, альбом семейных фотографий, расположен макет сухого аквариума, телевизор, музыкальный центр.
Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера, в умывальной комнате организован уголок природы, в котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и развитием, принимать участие в элементарном труде ухаживая за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей» «Баскетбол», «Футбол», «Команда чемпионов». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):
• уголок для сюжетно ролевых игр;
• уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
• книжный уголок,
• уголок настольно печатных игр;
• уголок математических игр;
• уголок природы и экспериментирования с водой и песком;
• спортивный уголок;
• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);
• уголок конструктивной деятельности;
• уголок наш город Санкт-Петербург.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)
Уголок для сюжетно ролевых игр;
В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и предметами оперирования.
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).
Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
• Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)
• Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)
• Театр лопаток (Вол и лиса, Колобок, Три медведя и т. д.)
• Настольные игры из серии «Играем в сказку»
• Пальчиковый театр
• Театр с игрушками Бибабо
• Театр картинок
• Перчаточный
• Гримм
• Маски персонажей и костюмы
• Музыкальные инструменты
• Диски с музыкой и сказками
• Декорации и ширма
• Портреты великих композиторов
• Картотека музыкальных и театрализованных игр
Книжный уголок:
• Книги подобранные по возрасту и по текущей теме
• Портреты писателей и поэтов
• Сюжетные картинки
• Схемы для заучивания стихотворений
• Схемы для пересказа произведений
• Настольно-печатные игры по развитию речи
• Мнемотаблицы
Уголок математический:
• Настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.
• Логические кубы
• Логика и цифры
• Сложи узор
• Цветное лото
• Головоломка «Шестиугольник»
• Математический планшет
• Блоки Дьенеша
• Палочки Кьюзенера
• Найди фигуру
• Выкладываем дорожки
• Логические цепочки
Уголок природы и экспериментирования с водой и песком:
• Календарь природы
• Картотека прогулок, опытов, экспериментирования
• Настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, Во саду ли в огороде, Времена года)
• Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)
• Пазлы
• Таблицы
• Мини лаборатории
• Мини музей «Вода-волшебница»
Спортивный уголок:
• Мячи большие, средние, маленькие
• Обручи
• Флажки
• Гантели
• Гимнастический мяч
• Кольцебросы
• Мешочки для метания
• Скакалки
• Кегли
• Боулинг
• Городок
• Дорожки здоровья
• Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна
Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования):
• Акварель
• Гуашь
• Кисти разных размеров и материалов
• Бумага разной фактуры
• Ножницы
• Трафареты
• Палитры
• Пластилин
• Глина
• Тесто для лепки
• Формы для лепки
• Карандаши
• Фломастеры
• Дидактический материал из серии «Искусство детям»
• Настольно-печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики»)
• Схемы смешивания красок
• Картины известных художников
• Образцы изделий декоративно -прикладного искусства
• Раскраски по темам
Уголок конструктивной деятельности:
• Конструктор разных размеров и форм и материалов
• Схемы построек
• Мозаики разных форм и размеров
• Бумага для оригами
• Природный материал
Уголок наш город Санкт-Петербург:
• Символика нашей страны
• Фото книги по городам России
• Карта России
• Глобус
• Маршрут- карта
• Электронный гид на дисках
• Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России» ,«Волшебный Петербург», «Наш город»
• Пазлы «Герб России»
• Домино «Наш город», «Где я живу», «Мой дом»
• Конструкторы «Архитектура Санкт-Петербурга»
• Книги по истории города
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.