МААМ-картинки

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде

Ирина Грыженко
Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде
▼ Скачать + Заказать документы

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде

Молодежное насилие является актуальной проблемой в современном мировом сообществе. Проблема насилия в молодежной среде изучается на протяжении многих десятилетий, но изменяющиеся условия современной жизни порождают множество новых вопросов, которые требуют незамедлительных ответов.

Публикация «Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде» размещена в разделах

Теоретические концепции насилия отличаются разнообразием методологических подходов, при этом, проблема психологического насилия и его последствий для эффективного функционирования человека, остается до сих пор наименее изученной.

Молодежное психологическое насилие в современной науке описывается как многомерное явление, включающее хронические паттерны поведения, такие как вербальное насилие, моббинг, хейзинг, буллинг, а в связи с повсеместным распространением Интернета появились такие явления как кибермоббинг и кибербуллинг.

Вербальное насилие – это метод контролирования другого человека, который встречается в любом типе человеческих отношений. Вербальное, или словесное насилие – это и «матерные» и грубые и оскорбительные слова.

Большинство вербальных насильников, не осознают последствий своего поведения, и в целом, даже если они знают о последствиях, они не понимают, почему они проявляют это насилие.

Моббинг - это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо.

Этот термин введен доктором Ханц Лейманом в начале 1980-х. Изучая отношения между служащими в Швеции Лейман дал следующее определение моббингу: «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».

К вариантам поведения характерным для моббинга Х. Лейман отнес: клевету, непрекращающуюся критику, социальную изоляцию, утаивание информации, высмеивание, распространение необоснованных слухов и ещё около сорока вариантов поведения. Моббинг встречается и в коллективе учащихся. Классическим примером психологической травли в сфере образования является фильм Роллана Быкова «Чучело», где очень ярко показана ситуация травли в подростковой среде.

На сегодняшний день, очевидно, что моббинг в классе – достаточно распространенное явление. Объект моббинга в школе - ребёнок, по мнению своих же одноклассников, не похожий на других, странный: с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослый или очень маленький, слишком полный или худой, более эмоциональный или меланхоличный, чем остальные, то есть отличающийся своим поведением, физическими особенностями, одеждой, акцентом, способностями к учебе и пр. Часто моббингу подвергаются новички, появившиеся в коллективе в средних или старших классах, в середине учебного года пришедшие в школу, дети из семей эмигрантов, отличающимся внешностью, плохим знанием русского языка.

Для несформировавшейся психики школьника моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства.

Выделяют следующие виды «моббинга»

- обзывание;

- придирки;

- насмешки;

-толкание;

- дразнение;

- клевета, наговоры, ложные слухи;

- бойкот;

-кибермоббинг.

Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина». Хейзинг встречается и в обычных школах. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов навязывают унижающие достоинство различные действия.

Буллинг (англ. bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы учащихся в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель - затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т. д. Обидчики - булли - чрезвычайно изобретательны.

Обидчиками могут быть как мальчики, так и девочки-подростки, так как буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть это элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других и не может себя защитить.

Чем отличается моббинг от буллинга?

По сути моббинг и буллинг схожие понятия - это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

Виды буллинга:

-вербальная агрессия;

-запугивание;

-изоляция;

-вымогательство;

- кибербуллинг.

В последнее время к формам психологического насилия, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины и появились такие виды интернет психологического насилия, как кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг - намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации. Пользователи социальных сетей выбирают себе жертву, угрожают ей или распространяют о ней преднамеренную ложь. В худшем случае публикуются компрометирующие или подделанные фотографии.

Кибербуллинг – это подростковый виртуальный террор, особый вид Интернет-коммуникации. В переводе с английского означает бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, травить. Встречается среди всех слоев населения, но наиболее характерный для подростков в возрасте от 12 до 15 лет. При этом девочки подростки становятся жертвами кибербуллинга чаще, чем мальчики.

Известный американский программист Алан Купер выделил три аспекта Интернет - коммуникации и назвал их Triple A это анонимность, доступность и дешевизна компьютерно-опосредованной коммуникации. Поэтому, кибербуллинг доступен для молодежи и особо привлекателен для подростков тем, что нападающий не видит своей жертвы и ее прямую реакцию, а значит, ему гораздо легче подавить в себе чувство жалости к ней.

Кибербуллинг также привлекает тех подростков, кто в реальной жизни скорее является жертвой буллинга, нежели участником, тех, кто не обладает особой физической силой и не умеющих быстро придумать подобающий ответ, желающих изменить свой образ и занять позицию силы.

Одна из самых безобидных форм кибербуллинга является «исключение». Исключение подразумевает непринятие в определенный коллектив, социальную группу или общество и может выражаться в нескольких вещах:

- исключение человека из сообщества в социальных сетях. Такое поведение призвано заставить человека почувствовать себя «аутсайдером» и «неудачником»;

- создание закрытых чатов или переписок в социальных сетях, где участвуют все члены группы, кроме одного, что ведет к образованию «сплетен за спиной». Такое поведение может быть инициировано одним членом группы и поддержано остальными участниками коммуникации;

- непринятие в определенную социальную группу в связи с отсутствием у человека смартфона или в связи с нежеланием использовать определенную социальную группу.

Другой вид кибербуллинга - «издевательство». Он выражается в настойчивых, постоянных и целенаправленных оскорбительных или угрожающих сообщениях, направленных против одного человека или группы лиц. Такой вид кибербуллинга очень опасен, так как наносит серьезный удар по подростковой самооценке, подрывает уверенность в себе, и заставляет жертву испытывать страх.

Еще одна форма травли в Интернете – так называемое «раскрытие». Раскрытие - это публикация в глобальной Сети частной, конфиденциальной или дискредитирующей информации о человека без его согласия. Данное действие направлено на то, чтобы публично унизить жертву.

Одним из крайне опасных видов кибербуллинга является кибер-преследование, оно выражается в постоянном нежелательном контакте, носящим характер угрозы, направленной против определенной жертвы.

Следующий вид кибербуллинга – диссинг. Диссинг – это онлайн оскорбления, публикация или личная пересылка унизительной для пользователя информации с целью испортить репутацию жертвы или навредить его взаимоотношениям с близкими.

Широко распространен такой вид психологических интернет нападок как «троллинг» или подшучивание. Во время «троллинга» нападающий провоцирует пользователя к диалогу при помощи высмеивания и оскорблений. «Тролли» находят в сети наиболее уязвимых и неуверенных в себе пользователей, чтобы своими едкими замечаниями вывести человека из себя и заставить его реагировать на сообщения в подобном тоне. К «троллингу» склонны люди, которым необходимо самоутвердиться.

Кибербуллинг имеет широкий спектр проявлений, различающихся по способам воздействия на жертву и по возможным последствиям. В отдельных случаях травля в Интернете может иметь не только психологические и эмоциональные, но и физические последствия для жертвы. Кибербуллинг часто сопровождается травлей в реальной жизни, и наоборот. Вследствие этого образуется определенная категория «двойных жертв».

Подростки, страдающие от психологического насилия, испытывают злобу, разочарование, смущение, унижение и страх. Этот спектр эмоций может привести к самым разнообразным последствиям – от достаточно безобидных до очень опасных: жертвы психологического насилия замыкаются в себе, начинают пропускать занятия в школе, попадают под влияние курения, алкоголя и наркотиков, показывают склонность в девиантному поведению. В отдельных случаях психологическое насилие становится причиной суицида.

Подводя итог, следует отметить, что полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты считают, что травля в школьные годы не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.

Публикации по теме:

Макеты в развивающей средеМакеты в развивающей среде Вашему вниманию я хочу представить макеты, сделанные своими руками, для развивающей среды в моей группе. Данные макеты могут использоваться.

Игра-квест для родителей «Мы против насилия и жестокости» Цель работы: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи методической.

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает.

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах Младший возраст Методы и приемы 1 этапа обучения Игровые приемы или показ образца движения. ,подражание конкретному образцу. Успех начального.

Основы профилактики насилия в семье В современном обществе до сих пор не существует единого определения понятия "насилие". При описании этой проблемы часто используют такие.

Осторожно, дети! О проблеме детского насилия В день отъезда в лагерь семилетний Витя проснулся в пять утра и нетерпеливо ерзал на чемодане. Он давно ждал этого момента, глаза ребенка.

Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье» ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ Памятка для специалистов Насилие в семье – единичное или повторяющиеся поведение одного из членов.

Проект по профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства «Неблагополучные семьи» Аннотация Проект разработан и выполняется социальным педагогом средней общеобразовательной школы №5» И. Н. Нестеренко. при поддержке администрации.

Программа профилактики насилия над детьми в семье Цель программы: Создание условий для соблюдения прав детей в семье, повышение успешности ребенка в сфере взаимодействия со взрослыми. Задачи.

Развитие форм и функций речи на разных этапах психического развития детей Развитие форм и функций речи на разных этапах психического развития детей Овладение речевыми формами и функциями можно условно разделить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде
Опубликовано: 4 сентября 2018 в 15:27
+130Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Грыженко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД