Шабаева Марина Геннадьевна
Консультация для педагогов. Создание комфортных условий в ДОО в период адаптации детей-иностранцев
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа дошкольной образовательной организации
Педагогам ДОО необходимо разрабатывать и реализовывать образовательные программы (часть программы, формируемая педагогами ДОО) и проекты, направленные на создание комфортных условий в ДОО в период адаптации детей - иностранцев, формирование у них социальных качеств, социального ролевого поведения этнической идентичности, формирование навыков общения. Эти задачи должны решаться в процессе психолого-педагогического сопровождения детей в ходе всего образовательного процесса.
Публикация «Консультация для педагогов, Создание комфортных условий в ДОО в период адаптации детей-иностранцев» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В целевом разделе образовательной программы важно прописывать приоритетные задачи социально - психологической адаптации детей-мигрантов. Например:
- способствовать становлению позитивного психоэмоционального состояния дошкольников посредством коррекции эмоциональных трудностей, развития у них позитивного отношения к самим себе и уверенности в своих силах, повышения самооценки, развития коммуникативных навыков, обучения детей способам выражения эмоций, выразительным движениям, обучения навыкам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;
- обогащение представлений дошкольников об этнической идентичности, создание поля пространства для этнической идентификации и осознания своей принадлежности к общероссийскому сообществу;
- пробуждение у дошкольников толерантности, позитивного отношения к своей и иным культурам, навыков межкультурного взаимодействия.
В качестве основных принципов организации социального развития в процессе психолого-педагогического сопровождения детей-иностранцев в период адаптации в ДОУ могут быть сформулированы (Лебедева Н. М.) :
• развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
• развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта своего народа и культурного опыта страны пребывания, а также региона, города, в котором теперь живет ребенок;
• индивидуальная помощь в решении конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии ребенка с детьми, ценностном становлении ее жизненных отношений;
• становление потребности и способности общения ребенка с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов;
• развитие в ребенке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах творческой деятельности.
При описании планируемых результатов (целевых ориентиров) позитивной социализации детей-мигрантов можно использовать показатели и критерии, с помощью которых изучается адаптированность детей-мигрантов дошкольного возраста к поликультурной среде: тревожность; эмоциональное благополучие дошкольников; самооценка; сформированность представлений об особенностях собственной группы и осознание себя её членом; принятие детьми себя. Критериями толерантности можно считать: психологическую устойчивость, личностные и групповые ценности, позитивные установки и индивидуальные качества личности.
Педагогами ДОО в качестве целевых ориентиров позитивной социализации детей-мигрантов могут рассматриваться:
1) желание детей общаться на русском языке, как с педагогом, так и со сверстниками, интерес к речетворчеству, к поиску речевых комбинаций и вариантов при решении поставленной внеречевой задачи;
2) активность как отдельных детей, так и группы в целом, при чем активность не внешняя, моторная, а внутренняя, творческая, направленная на достижение намеченной цели и выражающаяся в количестве и качестве речевых продуктов, взаимодействии между детьми, отношении друг к другу как участнику процесса овладения речевой деятельностью, активность, которая является, прежде всего, следствием отношения к происходящему в группе;
3) самостоятельность речевых продуктов, как по форме, так и по содержанию, стремление выполнить речевую задачу по-своему, отказ от подсказок педагога, творческое преодоление речевых трудностей; в самостоятельности речи находят выражение основные показатели речевого умения;
4) инициативность, предполагающую внутреннюю вовлеченность и мобилизованность личности, что является показателем произвольности речи;
5) гибкость речи, умение приспосабливаться к меняющейся ситуации, легкое включение речи в новые формы общения; речевая находчивость, умение преодолевать языковые затруднения, находить синонимичные пути выражения задуманной мысли, мобилизации речевых ресурсов;
6) психологическая раскованность, отсутствие боязни вступить в контакт, высказать свое мнение, показаться смешным, сделать ошибку и т. д. ;
8) интерес к традициям, истории, обычаям России как залог взаимопонимания - это понимание языка народа плюс уважение к его культуре.
В содержательной части образовательной программы необходимо прописывать содержание, направленное на становление у детей способности к саморегуляции, позитивных образов «Я» и «Другого», способность к рефлексии как средства самопознания и потребности в саморазвитии, обеспечивающие адекватное выполнение ребёнком своих возрастных, социальных, культурных ролей.
При представлении методов, способов и форм реализации содержания деятельности с детьми-иностранцами, можно использовать:
• проблемные ситуации;
• моделирование игровых и реальных ситуаций;
• моральные дилеммы;
• творческие игры и игровые упражнения;
• продуктивные виды детской деятельности;
• пение, хореография, музицирование;
• аудио и видеозаписи;
• игры, упражнения, направленные на формирование позитивного психоэмоционального состояния дошкольников, толерантности, позитивного отношения к своей и иной культуре, на развитие этнокультурной осведомлённости и навыков межкультурного взаимодействия и др.