Евгения Еременко
Консультация для педагогов «Социально-эмоциональное благополучие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-эмоциональное благополучие ребенка
На современном этапе поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само-ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду – один из принципов ФГОС. Поэтому социально-эмоциональное благополучие в детском саду – одно из главных условий развития личности ребенка, Запорожец подчеркивал важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом на личностное становление, акцентировал внимание на том, что неблагополучие в социально-эмоциональной сфере создает опасность нарушения последующего формирования личности. А именно, затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: замкнутость, агрессивность, конфликтность, демонстративность; особенности внутреннего мира: страхи, мнительность, тревожность и др.
Публикация «Консультация для педагогов „Социально-эмоциональное благополучие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Социально-эмоциональное благополучие в нашем детском саду диагностируется следующими методами: социометрия (выявление статуса ребенка в группе, цветовой выбор (обследование отношение ребенка к воспитателям и детскому саду, «Лесенка» (выявление самооценки детей, рисуночные тесты «Кактус», «Человек», «Несуществующее животное», наблюдение.
По результатам диагностик на начало учебного года в средних, старших и подготовительных группах было выявлено: по 1-2 ребенка в каждой группе отверженных детей, и столько же непринятых (учитывая особенности заболеваний некоторых детей это норма). По результатам цветовых выборов, даже неадаптированные дети младших групп выбирают позитивные цвета в отношении воспитателей и детского сада, за исключением 2-х детей. По результатам остальных тестов были выявлены социально-эмоциальные проблемы у ряда детей, не связанные с посещением детского сада.
Усвоение социально-эмоционального опыта идет через взаимодействие со взрослым, а в детском саду этот главный взрослый – воспитатель.
Для создания социально-эмоционального благополучия в нашем саду используются следующие приемы:
Игры (сюжетные, режиссерские, словесные, подвижные) Главная особенность игры – дети не боятся ошибиться
Психогимнастические этюды
Рисование (в парах, коллективное)
Метод беседы и постановки проблемных ситуаций.
Роль взрослого – уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку с ними спра-виться.
Я хочу напомнить вам некоторые моменты эффективного взаимодействия с детьми:
1. ребенок не должен подавлять негативные эмоции, а учиться выражать их в приемлемой форме.
2. изобилие однотипных эмоции (даже положительных) может привести к «эмоциональному отупению»)
3. чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
4. не существует хороших и плохих эмоций
Эмоциональный комфорт для ребенка – это понимание и поддержка, ориентированные на потребности ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности, в ситуации успеха, во взаимодействии со сверстниками, уважении прав ребенка на развитии индивидуальности, профилактике возникновения конфликтных ситуаций и конечно формирование адекватной самооценки.
Есть некоторые правила, которые я вам напомню:
1. давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить «Ты это не умеешь»
2. негативная оценка не должна распространяться на личность ребенка.
3. эмоциональная окраска очень важна
4. не сравнивать с другими, но ставить в пример других можно, а для детей с заниженной самооценкой, даже нужно.
5. резкий переход от положительных к отрицательным.
6. не всегда нужно хвалить, можно просто констатировать факт выполнения.
7. демонстрация правильного отношения к неудачам ( взрослый проигрывая говорит: «Ты вы-играл. (без похвалы). А мне надо еще потренироваться».
Игры направленные на формирование адекватной самооценки.
«Волшебные ладошки»
Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.
Ход игры: ребенку предлагается обвести свою ладошку, раскрасить любимыми цветами, на каждом пальчике написать свои лучшие качества (какой ты? : добрый, веселый, умный и т. д.)
«Волшебный цветочек»
Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.
Ход игры: ребенок рисует сердцевину, внутри пишется имя. каждый листочек рисуется отдельно, раскрашивается разным цветом, внутри пишется ласковое имя, как называют дома.
Расскажи о соседе
Цель: развитие коммуникативных навыков
Ход игры: Мы с вами уже давно вместе ходим в наш детский сад. Дружим друг с другом. Сейчас проверим как мы внимательны друг к другу. Надо описать своего соседа. Рассказ должен быть таким, чтобы по вашему рассказу можно было догадаться о ком вы рассказываете: о соседе слева или справа- выбирайте сами.
Комплимент
Цель: развитие коммуникативных навыков
Ход игры: Ребята, посмотрите какие вы сегодня красивые, веселые, нарядные, добрые, умные, хорошие. Вы услышали сколько я вам сказала добрых слов? Я говорила вам комплименты. А теперь вы скажете комплимент друг другу. Не забывайте смотреть друг другу в глаза, комплимент говорят ласково. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Детям младшего возраста надо дать мяч.
Назови ласково соседа
Цель: развитие коммуникативных навыков
Ход игры:- Ребята, сегодня мы будем ласково называть друг друга. Давайте попробуем вспомнить: как ласково каждого из вас называют дома. Надо не только ласково называть своего соседа, но и ласково смотреть на него. Детям старшего возраста можно еще дать установку на теплое рукопожатие.
Имя растет
Цель: развитие коммуникативных навыков, эм. сферы
Ход игры: «Ребята, имена растут вместе с людьми. Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (Саша, Маша)
Когда вы подрастете, и имя подрастет (Мария) А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени-отчеству. Вы помните, как зовут ваших пап? Давайте по очереди называть свое имя, как оно растет.» За что меня любит мама Цель: развитие коммуникативных навыков Ход игры: дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
«Зайки и слоники»
Цель: повышение самооценки.
Ход игры: «Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, стараясь стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (Разбегаются) А что делают, если видят волка? А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра». «Волшебный стул»
Цель: повышение самооценки. Ход игры: Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон - он должен быть высоким. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.