Лариса Писанова
Консультация для педагогов ДОУ «Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно,что в дошкольном возрасте закладываются основные качества (свойства)личности. При этом подтверждено многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями,что возрастной интервалот 3-7 лет-это инициальный период в становлении личности. Это период,во время которого закладывается,как бы,фундаментальный вектор будущей социальной компетентности человека,а в филогенез вплетается онтогенез и начинает доминировать. В ребенке создается некий первичный набор (совокупность,ансамбль)социальных компетенций :таким образом,"впервые создается набор основных свойств,определяющих статус ребенка в группе".В связи с этим большое значение,начиная с 3-4летнего возраста приобретает"оценка личных качеств ребенка,а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения".Отсутствие же инструментального обеспечения оценивания "личных качеств ребенка" т. е. его социальных компетенций,приводит к неуправляемости воспитания,делает социальное вмешательство педагогического работника каотичным,стихийным и выливается в недостаточную сформированность или неустойчивость позитивной социальной компетентности у "выпускника" детского сада. Многочисленые факторы окружающей среды приводят к сегодня к увелечению количества-среди детей уже школьного возраста,а затем и взрослых-носителей негативных социальных компетенций. Негативные проявления вызваны отсутствием или слабой выраженностью,прежде всего,социальной ответственности,созидательной гражданственности,которые в человеке явлены не вообще, а конкретно -гендерно:а)социальная ответственность мужчины и б)социальная ответственность женщины. Поэтому принципиально инновационым основанием для организации и содержания воспитания является принцип гендерности, который предпологает акцент в воспитании: а)мальчиков-будущий отец,глава семейства добытчик защитник. б)девочек-будущая мать,хранительница семейного очага хозяйка дома воспитательница детей. Все работники дошкольного образования при условии жесткой и последовательной реализации принципа гендерности, реально внесут свой вклад в решение актуальных проблем:дети,семья,безопасность,социальная ответственность,гражданственность. Для решения этих проблем,на уровне всей страны,Президентом (Послание В. В. Путина от 12.12.2012)уже определены политические,экономическиеи организационно-управленческие инструменты. Но эти проблемы нуждаются в системном подходе. Значит для их решения нужны и педагогические инструменты,которые предлагаются нами к внедрению и использованию. Работники дошкольного образования,должны эффективно учавствовать в формировании "социальной ответственности" и "гражданственности" новых поколений.