Елена Земко
Консультация для педагогов «Роль педагога во взаимодействии с дошкольником»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль педагога во взаимодействии с дошкольником.
Д. Б. Эльконин в своих дневниках неоднократно высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребё нка и взрослого под влиянием двух составляющих: ориентировки воспитанника на эмоциональный смысл контакта и когнитивной ориентировки на способ действия. Первая является прообразом аффекта, второй – интеллектом ребёнка. Их единство и ситуации взаимодействия со взрослым – не только условие эффективности общения педагога и его воспитанников, но и его результат.
Такие ситуации можно сгруппировать следующим образом:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
• единство эмоциональной и когнитивной ориентировок, которое выражается в доброжелательных взаимоотношениях между ребёнком и взрослым, наличии активных предметных действий и позитивных речевых высказываний с обеих сторон.
• Эмоциональная ориентировка на взрослого у ребёнка неустойчивая (то положительная, то отрицательная) : поощряют – радуется и старается сделать ещё лучше, ругают – исправляется. Однако он не может подняться до уровня осознания смысла личностного взаимодействия с ним, который вкладывает в контакт с ним взрослый.
• Эмоциональная и когнитивная ориентировки вступают в противоречие друг с другом. Первая может располагаться как в отрицательных, так и в положительных областях, вторая отличается противоречивостью в выражениях ребёнка.
• Эмоциональное отношение ребёнка к взрослому в ситуации педагогического взаимодействия является неустойчивым или отрицательным – он не стремится к общению с ним, неохотно отвечает на вопросы.
Все вышеперечисленные ситуации педагогического общения взрослого и ребёнка относятся к категориям ситуаций – иллюстраций, проблемных ситуаций и ситуаций – оценок. [1,с. 116]
Так же во взаимодействии педагога с ребёнком, с детским коллективом важно выявить свои ценности, о которых говорил В. Франкл: «Дети, как никто другой, умеют выразить своё принятие тебя таким, каким ты являешься в данный момент: больным или здоровым, плохим или хорошим, безобразным или прекрасным и т. д. Ощущение такого «принятия» завораживает, пробуждает силы и способность верить в добро.»
В свою очередь, взрослый дарит ребёнку, детям «базовое доверие» к миру, как говорил Э. Эриксон, учить верить, надеяться и любить. Кроме того, педагог учит детей не бояться трудностей и неудач, прощать ошибки, в том числе взрослого, допущенные им в процессе воспитания, брать на себя ответственность за свой выбор свободы или несвободы в процессе педагогического взаимодействия и – шире – взаимодействия с миром, находить смысл жизни. Эти задачи, если вдуматься в них, просто титанические.
В процессе интеграции ценностей переживания и создания, педагогу приходится делать следующее:
• анализировать все факторы, влияющие на эффективность воспитания (согласно И. П. Подласому, к ним относятся: детско – родительские и воспитательные отношения, мера соответствия организации действий детей намеченной целивоспитания и практического опыта воспитанников – приобретённым знаниям, факторы воспитуемости и самовоспитания);
• учиться методам и приёмам педагогического взаимодействия с ребёнком в процессе формирования ценностей созидания, а не разрушения. При этом речь идёт о разрушении или созидании не только предметного, рукотворного мира, но и отношений с окружающими людьми и мира природы. [1,с. 120]
Социально – нравственное развитие и воспитание.
Нравственное развитие – процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития ребёнка – дошкольника. Это обусловлено его влиянием на становление личности дошкольника, в частности, на культуру его общения, поведения и деятельности, на формирование образа себя и окружающего мира, определения своего места в нём. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим и умственным воспитанием ребёнка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.
Теоретические основы нравственного воспитания дошкольника заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Суровцева, Т. А. Маркова, В. И. Нечаева, Л. А. Пеньевская, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
1. формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
2. (может быть параллельным) – накопление знаний и формирование нравственных представлений;
3. переход знаний в убеждения и формирования на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
4. претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально – нравственного воспитания:
- формирование нравственного сознания;
- формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;
- формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
- воспитание полезных навыков и привычек поведения;
- формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника. [1,с. 304]
Формирование взаимоотношений у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества. При этом он не только функционирует рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были взаимоотношения. Положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения. Поэтому. Когда сегодня появляются сомнения. Нужно ли воспитывать коллективные взаимоотношения между детьми, а в каждом – коллективизм как качество личности, тем самым ставится под сомнение процесс нормальной социализации личности. [2,с. 117]
Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребёнок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребёнок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своём окружении, но и то, о чём ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т. п.
В младшем дошкольном возрасте ребё нок проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определёнными детьми чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками и т. д. Нет длительных дружеских объединений. Только что не поделили игрушку и поссорились, а через минуту уже самые близкие друзья. В 3 года воспитывается самостоятельность, малыш с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремится помогать старшим во всех их домашних делах: мытье посуды, уборке, стирке. Появляется интерес к умственному труду. Постепенно формируется готовность к обучению в школе.
В среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. Отчётливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании, т. к. именно этим видом труда ребёнок в этом возрасте активно овладевает и, чему – либо научившись, стремиться реализовать свои умения в качестве обучающегося.
Формы взаимопомощи у детей 5-го года жизни более разнообразны. Дошкольники уже помогают друг – другу в совместных играх, на занятиях и быту. Более основательными становятся мотивы оказания помощи: дети способны проникать в суть некоторых явлений. Обладают большой наблюдательностью. Пытаются обучать друг друга способам действия. [2,с. 122]
Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л. С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств» : ребёнок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния человека. Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба. Чаще всего дружат между собой дети одного пола, но иногда можно наблюдать и случаи симпатии и дружеского расположения между мальчиками и девочками. Наряду с положительными проявлениями встречаются и недоброжелательность, иногда грубость, нежелание общаться. Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребёнку хорошую службу в более старшем возрасте. [2,с. 82]
В среднем дошкольном возрасте дети получают удовольствие от собственной самостоятельности. И если кто – то пытается делать для ребёнка или за него то, чему он недавно научился, это вызывает у него протест. Дети не хотят принимать помощь особенно если она идёт от сверстников. При этом они не владеют умением отказываться от предлагаемой помощи тактично, что и становится причиной конфликтов. С течением времени ребёнок становится всё более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели. Осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям и семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно – личностной. Ребёнок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество детей, поскольку каждое из них по – своему обогащает его социальный опыт.
Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Они уже могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь. Дети охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием – сверстникам. С малышами он в позиции старшего, «учителя», а со взрослыми – малыш. Помощь сверстнику – это, как правило, действия, лишённые игры. Взаимопомощь часто выступает как чисто трудовое действие. Педагогу стоит обратить внимание на воспитание у детей желания совместно трудиться, ответственно относиться к порученному делу. Проявлять инициативу и активность.
В детском коллективе общественное мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм, по мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости и несправедливости. [2, с. 122]
Список литературы
1. Виноградова Н. А. Микляева Н. В. Ю. В. Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Микляева Н. В., Микляева Ю. В. ; Под общ. ред. Микляевой Н. В. - М. : Юрайт, 2013. - 510 с.
2. Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. - 2-е изд., переработанное и дополненное - М. : Академия, 2000. - 416 С.
3. Арушанова А. Г. Рыгачёва Е. С. Иванкова Р. А. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками// Детский сад: теория и практика. 2013.-№3.-С. 6-19.
4. Харчевникова А. Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырёх – пяти лет: особенности организации// Детский сад: теория и практика. 2012.- №10.-С. 48-55.
5. Бочкарёв Л. Л. [Электронный ресурс ], - режим доступа: https:// Municipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad -[ дата обращения: 31.05.2013г. ]