Раиса Маркс
Консультация для педагогов «Роль музыки в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Что означает слово «музыка»? Музыка – искусство, отражающее действи-
тельность в звуковых художественных образах. Музыка родилась из двух
источников:
- из слова (отделение интонации от слова);
- из движения (это жест, танец, пантомима).
Музыка включает в себя песню и движение (танец). Песня – это тоже движение.
Хороводы – это движение под песню. Но про песню можно сказать, что это движение
души, сердца.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль музыки в жизни человека“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
М. Равель: «Великая музыка всегда идёт от сердца…». Научные исторические свиде-
тельства говорят о том, что танцы, звуковое тонирование и песня появились
раньше, чем членораздельная речь.
Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь
все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музы-
ка является общепринятым языком, состоящим из универсальных компонентов.
Весь окружающий мир состоит из звуков. Люди научились их воспроизво-
дить, из различных комбинаций и сочетаний образовывать мелодию, создавая музыку.
Мы слушаем музыку, не задумываясь о том, что она оказывает на нас
воздействие.
Основа музыки – это звук. Звук – это высокочастотные колебания, вибрация,
т. е.
колебательное движение. Звук имеет волновую структуру. Все звуки делятся на шумы
и тоны. Шум – звуки, сливающиеся в нестройное, обычно громкое звучание, звук с
непериодическим колебанием. Тон – звук определённой частоты, музыкальный звук,
в отличие от шума. Это звук с периодическим колебанием.
Звук имеет волновую природу. Перед глазами возникает образ морской
волны. Волна – водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности.
Звуковая волна невидима. Она воздействует на клетки живого организма, изменяя их
активность. Восприятие звука - сложнейший процесс, состоящий из трёх
компонентов:
1. Слуховой (восприятие органами слуха).
2. Вибротактильный (проникновение через ткани организма).
3. Биорезонансный (ответная реакция организма на звук).
У человека возникает слуховое ощущение тогда, когда источник звука про-
изводит не менее 16 и не более 40 тысяч колебаний в секунду. Тогда звук
вызывает
соответствующую вибрацию в различных частях тела человека, настраивает в резони-
рующее состояние весь организм. Звуки воздействуют на наши органы, так как каждый
орган работает на определённой частоте. Всё живое и неживое реагирует на звуки,
которые улучшают или тормозят рост растений, влияют на рост организмов.
Занимаясь деятельностью или отдыхая, мозг человека накапливает волны, которые
имеют различную частоту колебаний и разное название:
- Бета-волны (14-20 Гц) – повседневная деятельность и сильные отрицательные
эмоции.
- Альфа-волны (8 – 13 Гц) – возвышенное ощущение и покой.
- Тета- волны (4-7 Гц) – процесс творчества, медитация и сон.
- Дельта волны (0,5 – 3) – глубокий сон и бессознательное состояние.
Речь человека тоже состоит из звуков. Гласные звуки обладают большой
амплитудой колебаний и энергией. Тот язык прогрессирует, в котором содержится
больше гласных, так как, произнося гласные звуки, человек заряжается
энергией. Об этом знали и древние. Недаром индийские мантры состоят
преимущественно из одних
гласных. Благозвучная последовательность звуков – это уже мелодия. Мелодия – это
музыкальное воздействие на тело и органы человека, в которых начинают происходить
различные биохимические процессы. Человек издаёт музыкальные ноты, зависящие от
степени вибрации. У каждого человека есть свой базисный звук, который он издаёт,
и это зависит от вибрации его тела. А частота вибрации определяется уровнем его
сознания. Не каждый человек может пропеть мелодию духовной музыки. Это дано лю-
дям с высоким уровнем сознания, живущим в гармонии с собой и окружающим миром.
Cила музыки.
Явление биорезонанса (реакция организма на воздействие музыки) бывает
позитивным и негативным. Музыка танца «Тарантелла» остановила чуму при европей-
ском королевском дворе. Стремительный темп танца вывел людей из состояния депрес-
сии. Сначала они начинали медленно раскачиваться из стороны в сторону, спустя
некоторое время пускались в безудержный пляс. Что же происходило? Музыка
изменяла частоту вибрации их тела, наполняя энергией, и болезнь отступила.
Это позитивное влияние музыки.
Как воздействует рок на подрастающее поколение?
После массовых концертов у поклонников рока происходят погромы и драки. Всё зави-
сит от уровня частоты звуковой волны и той информацией, которую она несёт в
себе.
Музыка рока – это агрессия и разрушение. Звуки оказывают влияние на человека,
об этом знали и древние. Например:
- Библейский рассказ о взятии города Иерихона, стены которого разрушили звуки
трубы.
- Миф об Орфее, который своей лирой очаровывал людей и зверей.
- Факиры в Индии звуками дудочки до сих пор гипнотизируют ядовитых змей.
Музыка и здоровье.
Использование музыки с лечебной целью имеет древнюю историю. В прош-
лом музыка широко применялась во врачебной практике. По мнению Аристотеля и
Пифагора, музыка устанавливает «пропорциональный порядок и гармонию во Вселен-
ной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле». Музыка
воздействует на эмоции человека, динамика которых приводит к гормональному и био-
логическому изменению (дыхание, кровообращение, сердечно-сосудистая система).
Опасна для здоровья музыка низкой вибрации. У многих водителей
установлены колонки в автомобилях. Автомобиль – маленькое замкнутое пространство.
Если музыка играет в салоне громко и её составляющие – низкие частоты, то у всех
сидящих возникает давящее ощущение на голову, потом голова начинает болеть, а
водитель не может сконцентрировать внимание на дороге, у него
возникает раздражительность.
Влияние музыки на человека используют для лечения – музыкальная терапия
и для расслабления, снятия усталости – релаксация. Высокий уровень вибрации дейст-
вует успокаивающе на человека.
Влияние музыки на организм человека.
Вегетативная и двигательная реакция нашего организма
Происходящие изменения
Сердечно-сосудистая система При прослушивании приятной музыки возникает
состояние удовольствия и приятное настроение. Пульс замедляется, усиливается
сокращение сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные
сосуды. При прослушивании музыки раздражающего характера учащается
сердцебиение.
Гормональный обмен Музыка регулирует выделение гормонов, снижает
стресс, музыкальное удовольствие – ощущение подъёма -
является результатом высвобождения эндорфина – он снижает боль и вызывает
естественный подъём.
Дыхательная система При медленном темпе музыки углубляется и
замедляется дыхание, мозг успокаивается. При быстром темпе музыки –
сбивчивое дыхание, которое приводит к рассеянному мышлению,
импульсивному поведению и склонности делать ошибки.
Двигательная реакция организма
Ритм музыки бессознательно побуждает к движению в области мышц рук, ног,
головы, туловища, гортани.
Ритмическая музыка вызывает непроизвольное тактирование ногой или рукой.
Внутреннее подпевание – это бессознательное движение голосовых связок.
Музыка, растения и животные.
Фа – мажорная тональность усиливает рост растений. Явление диссонанса
(несогласованность звуков) не может усилить ток энергии. Древние считали, что
лучшие цветы росли при храмах, где было много созвучий голосов и музыки.
Мелодия, которая доносится из храма во время служения, зачаровывает,
останавливает, если спешишь по делам. Хочется остановиться и слушать красивые
голоса певчих. Суета уходит. Внутри наступает тишина и спокойствие.
Под классическую музыку лучше растут овощные культуры и комнатные
растения. Под классическую музыку повышаются удои коров, особенно по
нраву бурёнкам музыка Чайковского и Моцарта. Классическую музыку и
используют на птицефабриках: куры-несушки несут больше яиц.
Соответствие вибраций квантовых уровней Вселенной и музыки.
Вибрации уровней Вселенной, человека Соответствие музыки
1. Вибрации нижнего параллельного мира.
Мир воздействует на человечество за счёт фильмов ужаса, рок- и поп- музыки.
Рок- и поп- музыка, хэви - метал. «Рок – несчастная судьба. Рок –
эксцентричная эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической
экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах. Тяжёлый рок – с усиленным звуком,
особенно энергичный, жёсткий, динамичный, вызывающий агрессивное возбуждение
слушателей».
2. Вибрации физического плана.
Человек заботится только о своём существовании. Преобладают инстинкты
выживания. Уровень развития таких людей – человек – ребёнок. Народная
музыка, связанная с обрядами: танцевально – бытовая музыка.
3. Вибрации астрального плана.
Это вибрации, вызванные эмоциями людей. Такие люди возбудимы, эмоционально
неуравновешенны. Для удовлетворения своих желаний они ни с кем не считаются.
Уровень развития таких людей – человек – подросток.
Музыка этого уровня задействует «струны» души человека,
заставляя его сопереживть. Это музыкальные произведения социально-исторической
тематики. К ним относятся произведения С. С. Прокофьева «Русская история»,
«Александр Невский»,опера «Война и мир», музыка к к/ф «Иван Грозный»;
Д. Д. Шостаковича 7 симфония «Ленинградская», 11-я симфония «1905», «Казнь
Степана Разина»; Д. Б. Кабалевского Песня «1 Мая», «Песня про пионера Абросимова»
и др. произведения.
4. Ментальные вибрации.
Ментальный мир – это мир мыслеформ. У людей этого плана преобладают рассудок и
логика. Уровень развития таких людей-человек- юноша. Тема музыкальных произведения
носит глубоко символический характер. Преобладающая тема: взаимодействие человека
с миром и мира с человеком. Это классическая музыка,
сочинения неоромантизма 80-х г. г., музыка И. Ф. Стравинского.
5. План причин – начало духовно- го мира. Это мир тонкой и сверх –тонкой
информации. Человек этого уровня живё т по закону причинности: «Что посеешь, то и
пожнёшь». Уровень развития таких людей – взрослый человек. Классическая музыка
прошлых столетий и духовная музыка.
Влияние музыки на человека.
«Каждый звук, каждая вибрация производит движение в пространстве и вызывает в
человеке мощные силы» (О. М. Айванезов). Музыка при помощи символов отражает
действительную картину окружающего мира. Символ ведёт к прямому постижению
реальности. Он передаёт нам ту информацию об окружающем мире, которую не
способна передать речь человека.
Даже если человек не понимает музыку, он всё равно взаимодействует с этой
информацией, которую передают звуки. В человеке под воздействием музыки возникают
внутренние изменения, он наполняется новыми знаниями, потому что музыка действует
через символы на интеллектуальный центр психики, который развивает
сознание человека.
Почему разным людям нравится разная музыка? Почему у двух исполнителей
одна и та же музыка звучит по-разному? Потому что у каждого человека свои уровни
вибрации. Если уровни вибрации музыкального произведения и слушателя совпадают,
такая музыка нравится человеку. От её прослушивания он получает
удовольствие.
Здесь срабатывает закон подобия: «Подобное притягивает
подобное» :
подобие по вибрации и уровню сознания.
Почему музыка становится популярной? Её вибрации совпадают с вибра-
циями большинства слушателей.
Почему классическая музыка большинством людей не воспринимается?
Потому что слушателей с высоким уровнем развития сознания не так и
много. Настоящее искусство бессмертно и беспредельно. Музыка, дошедшая до нас
из глубины веков, людям с высокой вибрацией понятна в разных странах. Для такой
музыки нет границ и времени. Она вечна. Эта музыка воздействует на тонкие тела
человека, его сознание, душу, сердце. Музыка вечности создаёт чистые и
светлые образы, которые очищают нашу душу и наполняют высокими вибрациями. Духовные
вибрации словами не описать, но музыка даёт прочувствовать это состояние.
Когда человек слушает музыку, она с ним проводит работу по изменению его
сознания. Начинать меняться никогда не поздно. Что же для этого нужно?
1. Соответствующий настрой: состояние покоя и желание слушать.
2. Сначала начинайте слушать с небольших фрагментов.
3. Слушайте как можно чаще.
У дошкольников высокие уровни вибраций. Детские души ещё не набрали не-
гатива от социальной жизни. Если проводить с ними систематическую работу, они
быстрее настраиваются на частоту вибрации классического произведения, улавливают
образы, положенные композитором в основу произведения. Классическую музыку
нужно включать в интегрированные занятия.
Сила музыки велика.
Как что-то невидимое и вроде бы неуловимое, она прежде всего воздействует
на наши тонкие составляющие. Она несёт целительскую направленность, вносит
порядок и гармонию в окружающее пространство, преображает действительность.