Кустова Наталья
Консультация для педагогов «Как сделать самоанализ непрерывной образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
Современного воспитателя сейчас невозможно представить не только без основных компетенций, но и еще без умения анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность - делать самоанализ.
В работе с воспитателей прослеживается такая тенденция: если оценка или анализ просмотренной деятельности, которую показывает другой педагог с детьми, не составляет трудностей, то когда нужно сделать самоанализ своей НОД, у педагога возникают затруднения, и самоанализ у многих заключается в нескольких словах.
Публикация «Консультация для педагогов „Как сделать самоанализ непрерывной образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самоанализ
- Темочки
С чем же вызваны затруднения самоанализа?
Одна из главных причин - это то, что воспитатель в данном случае является не внешним наблюдателем, а участником, он находится внутри процесса.
Следующая причина - это ежедневно говорить просто, чтобы понимали дети, вызывает у педагога затруднение, у него не всегда получается переключиться на деловой стиль речи и профессиональную терминологию.
И еще одна причина – это то, что в последнее время в сфере дошкольного образования постоянно обновлялась терминология. Воспитатель, просто боится неправильно использовать термины.
Воспитатель должен помнить, что в начале анализа озвучивается цель НОД, её задачи, далее объясняется, как поэтапно воплощалась идея НОД.
В самоанализе вам поможет схема. Педагоги используют разные схемы анализа НОД. Схема, которую я вам предлагаю, представит занятие целостно, поможет показать целесообразность всех этапов НОД и определить достигнута ли поставленная цель, вопросы схемы, будут служить вам в качестве ориентиров, с помощью их педагог продемонстрирует умение видеть плюсы и минусы организованной ими деятельности. Данная схема удобна тем, сто любой её вопрос можно легко трансформировать в ответ или начало ответа- отправную точку – для построения связного высказывания о каком – либо аспекте анализируемого этапа.
Этапы НОД Вопросы-ориентиры
МОТИВАЦИЯ Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью?
Какие приемы использовал для создания и поддержания положительной мотивации
к деятельности?
Удалось ли педагогу поддерживать мотивацию к деятельности (познавательный интерес,
активность) на протяжении всей НОД?
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ Была ли четко сформулирована детская цель?
Цель НОД сообщил педагог или дети поставили ее совместно с ним в ходе диалога,
обсуждения?
Была ли цель привлекательна для воспитанников?
Дети поняли, что должно стать результатом занятия?
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО НАХОЖДЕНИЮ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как происходил выбор способов деятельности? Опирался ли педагог на знания и опыт детей?
Была ли предоставлена детям возможность выбрать средства и способы деятельности, партнеров по деятельности?
Какие виды деятельности организовал педагог? Насколько они соответствовали поставленной цели?
Удалось ли педагогу занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам? Что на это указывало?
Что преобладало на данном этапе НОД: диалог или монолог педагога? Соответствовала ли организованная РППС цели и задачам НОД?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Определил ли педагог в ходе НОД, что могут сделать дети самостоятельно,а что совместно с ним?
Поддерживал ли педагог детей в ходе самостоятельной работы? Каким образом?
Организовал ли педагог развивающую предметно-пространственную среду для
самостоятельной работы воспитанников?
Насколько развивающая предметно-пространственная среда способствовала достижению детской цели?
Взаимодействовали ли воспитанники между собой в ходе самостоятельной работы?
Способствовал ли педагог этому взаимодействию?
Создавал ли педагог ситуацию успеха и психологический комфорт в ходе НОД? Что на это указывало?
РЕФЛЕКСИЯ(подведение итогов, обсуждение результатов) Каким образом педагог подвел итог НОД?
Насколько целесообразен выбор такой формы рефлексии?
Вопросы
• Об интеграции образовательных областей
• Соответствия материала возрастным особенностям детей
• Формы и методы организации детской деятельности (Формы и методы не перечисляются списком, а называются в контексте анализа, с обоснованием их выбора.
не вошли в таблицу-схему, так как это требования Стандарта и СанПин, которые выполняются по умолчанию, но если педагог нарушил их, он должен обратить на это внимание.