анастасия цуканова
Консультация для педагогов «Развитие сенсомоторных навыков у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие сенсомоторных навыков у детей с ЗПР»
Проблемы детей с задержкой психического развития (ЗПР) выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие сенсомоторных навыков у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
У детей с ЗПР отмечаются специфические особенности в развитии сенсомоторных навыков :
• дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности,
• длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов,
• присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм;
• у детей недостаточная дифференцированность всех видов восприятия;
• несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
• затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;
• замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;
• трудности в формировании пространственных ориентировок;
Указанные особенности ребенка с ЗПР вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению по следующим показателям:
- мотивационно
-по запасу знаний и представлений
-по степени сформированности учебных навыков
-по уровню развития воли и саморегуляции
Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первым шагом по оказанию помощи является сенсомоторное развитие ребенка.
Под сенсорным развитием ребенка понимают развитие его восприятия, а также формирование устойчивых представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме, величине, положении в пространстве и т. д.).
Для организации обучения и воспитания детей с ЗПР очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать.
В коррекционно-образовательном процессе используются традиционные игры:
- пирамидки, матрешки, пособия-вкладыши, «почтовый ящик»;
- кубики, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные игры;
- игры-шнуровки М. Монтессори и т. д.
Применение в коррекционно-образовательном процессе предлагаемых направлений, дидактических игр, упражнений и пособий позволяет эффективно формировать и развивать сенсомоторные навыки у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В ходе интересных игровых действий дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию.
В случае затруднения вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической
деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г.
Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не
только на мыслящего, но и на ощущающего человека».