ирина аверина
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности ребенка
в процессе ознакомления
с объектами неживой природой
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами неживой природы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Неживая природа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Огромный поток информации обрушивается на маленького человека. Каждый день приносит ребенку
что-то новое, интересное, становится понятным ранее неизвестное. Период дошкольного детства недолог, однако насыщен познанием.
Задача взрослых - помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума.
Познавательная деятельность наряду с игровой имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Она предполагает не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого
Что такое познавательная активность?
В педагогике активность определяется :
-как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);
-как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
Развитие познавательной активности при ознакомлении дошкольников с неживой природой проводится при комплексном сочетании различных форм работы и видов деятельности детей:
наблюдение за предметами и объектами неживой природы на прогулках, экскурсиях;
проведение игр-экспериментов в познавательных центрах;
игровая, поисковая, трудовая и музыкальная деятельность.
Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. При выборе темы опытов, проектов, исследований, руководствоваться определенными правилами:
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему при разработке любого занятия, точно формулировались вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети среднего дошкольного возраста, а иногда старшего не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Система знаний об окружающем мире (неживая природа, выстроенная по темам «Земля», «Солнце», «Свет», «Вода», «Звук», «Строение вещества». Знакомство детей с явлениями неживой природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Усложнение материала происходит по концентрическому принципу, что предполагает возвращение к той или иной теме на более сложном витке развития ребенка и усвоение более глубоких естественнонаучных знаний о неживой природе.
Все занятия в старших группах строим на основе постановки проблемной задачи, и её решение происходит в процессе совместной беседы воспитателя и детей, что даёт детям возможность сравнивать, анализировать, использовать уже имеющиеся у них знания – развивать логическое мышление. На этих занятиях нужно разъяснять, дополнять, вовремя направлять ход размышлений в нужное русло, помогать решить ситуативные проблемы, логические задачи (почему ветки ели под снегом гнутся, но не ломаются, а у других деревьев – ломаются); использовать наблюдения в уголке природы, на участке детского сада. В результате у дошкольников расширяется кругозор, развивается любознательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, развивается умение видеть красоту природы, восхищаться ей, желание сохранить её.
Весной провести цикл наблюдений за луком, веточками деревьев, рассадой цветов и овощей. Цикл наблюдений можно провести в один день, но объекты располагать в разных условиях (тепло, холод, темнота, свет). Дети выясняли, что для существования растений необходимы свет, тепло, вода. Осенью провести цикл наблюдений за изменениями в природе, рассмотреть молодую берёзку 3 месяца. В сентябре обратить внимание детей на её красоту, на окраску листьев, на их количество на дереве и под деревом.
В октябре и ноябре уточнить, почему листья опадают, хорошо это для растения или плохо.
Наблюдение за птицами. Дети сами подходят к правильному решению вопроса «почему каждый год одни птицы улетают, а другие остаются зимовать. Организовать наблюдение за перелётными птицами, обращать внимание на постепенность отлё та: первыми улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем – насекомыми и семенами растений, последними – водоплавающие птицы, которые питаются рыбой.
В ноябре, после заморозков, обратить внимание детей на то, что на участке появляются птицы из леса. Повесить кормушки, наблюдать, какие птицы прилетают к кормушкам. Выяснить, что человек должен помочь зимой птицам, а они помогут ему весной.
Зимой знакомить детей со свойствами снега, воды, льда в разную погоду. Рассматривать снежинки, выяснить, что они хрупкие, нежные, решая задачу – почему снег скрипит под ногами в морозный день. Залив ледяную дорожку на участке, отметить, что в морозную погоду скользить легче, чем в оттепель, так как она гладкая, твёрдая, без капелек воды, блестит. Измерить глубину снега.
Весной, в начале марта обратить внимание на сосульки – на их длину, толщину, на снег – быстрее тает на бугорках и у стволов деревьев. Сеять
семена растений, сухие и намоченные, выясняли, какие быстрее взойдут. Ухаживать за комнатными растениями, дети узнают, какие условия необходимы для их роста.
Летом собрать лекарственные травы, сушить их на солнышке и в тени. Дети узнают, для чего они нам нужны, от каких болезней.
Играя с песком, выясняли, что из сырого песка лучше делать постройки, на влажной земле легче рисовать палочкой, и рисунок виден лучше, чем на сухой.
Рассматривать в уголке природы слои почвы : глина, песок, земля; рассматривать их в увеличительное стекло, сравнить, находить отличия, смачить водой.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.