Анна Хветте
Консультация для воспитателей «Развитие сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководя познанием природы и приобретением детьми сенсорных способностей, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя,- рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель "приближает" объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах.
Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение - при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
Наблюдение как познавательная деятельность — продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте.
В группах раннего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение. На прогулках, НОД, в свободной деятельности даю детям возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений ( например: смены цвета листьев деревьев, превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака на небе, узоры мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимних пейзажей, яркие краски осенних ковров).
Во время наблюдения используются различные приемы:
- вопросы (какого цвета листья, трава, цветы; большие или маленькие, шершавые или гладкие листья);
- художественное слово, способствующее привлечению внимания к объектам природы, развитию наблюдательности.
- подбираются тексты поэтов-классиков, чтобы ребенок почувствовал красоту стиха и природы.
Часто включаются игровые приемы: «найди листочек (красный, зеленый) такой же, как я тебе дала», «найди такой же по цвету лист». Привлекаются на помощь куклы и игрушки: «кукле соберем красивый букет из желтых листьев», «мишка спрятался под зеленой елочкой. Поищи зеленую елочку!». Наблюдение на прогулке легко переходит в труд – «соберем веточки большие и маленькие».
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей в младших дошкольных группах, необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей.
Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты, поэтому первые наблюдения стоит организовывать за животными, а не за растениями.
В этом возрасте дети не могут удерживать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану наблюдения, подводить итог; объем формируемых представлений ограничен. В начале наблюдения основная задача воспитателя – привлечение внимания детей к объекту (внесение животного в группу, создание игровой ситуации «в гости пришел…», создание интереса с помощью игрушек и др.). Малышей привлекают действия животного, воспитатель побуждает его активному поведению (кормит, играет и т. п., обращает на это внимание детей: как ест животное, смотрит, какие издает звуки, как передвигается; с помощью вопросов побуждает называть действия животного.
Большое значение имеют приемы обследования (ощупывание, подражание движениям, звукам, сравнение (нахождение признаков сходства и отличия) и др.) : предлагает изобразить руками движения хвостика рыбки, погладить животное и т. д.
С 3-х лет в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия, например, предложить котенку разные виды корма: мясо, рыбу, конфеты, овощи – и спросить у детей, понаблюдав, что больше любит котенок. Важно создать непринужденную обстановку, обеспечить активность детей. Завершить наблюдение можно чтением стихотворения, пением, игрой соответствующей тематики. Наблюдения за растениями и животными в младших группах следует проводить неоднократно, как со всей группой, подгруппами, так и индивидуально. Наблюдение может быть связано с изобразительной деятельностью («потом нарисуем», игрой.
Дети средней группы уже обладают некоторыми представлениями о природе и способны воспринимать объекты в деталях. Однако самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно: дети не могут сами выделить характерные признаки сходства и отличия у нескольких объектов (эти умения формируются). Дети постепенно учатся принимать задачу, поставленную педагогом, и если она совпадает с практической деятельностью, то воспринимается легче («Хомячок будет у нас жить, давайте научимся за ним ухаживать»).
В процессе наблюдения у детей формируется умение вслушиваться в вопросы воспитателя, следовать заданному плану при рассматривании объекта, составлять его словесное описание. В средней группе детского сада усложняется содержание наблюдения: дети рассматривают не только животных, но и чаще, чем в младших группах, растения (до 2-х объектов одновременно). Организуется наблюдение с использованием раздаточного материала (объекты предлагаются для индивидуального рассматривания). Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за ростом и развитием живых существ. Объем представлений детей расширяется: они начинают понимать некоторые взаимосвязи, существующие между объектами природы и с окружающей средой. Кроме вопросов, направленных на уточнение представлений детей («Какой формы туловище?», используются вопросы поискового характера («Почему хомячок ловко лазает по лесенке?»).
Дети осваивают несложные способы ухода за живыми объектами: дети выполняют элементарные трудовые действия (покормить рыбку (птичку, помыть кормушку (поилку) и др.). Используется художественное слово (загадки, стихи, потешки, песенки (читают, поют и педагог, и дети). При подведении итога наблюдения педагог с помощью вопросов выясняет, как усвоили дети содержание, можно организовать практическую деятельность детей (рисование или уход за природным объектом).
В старшей группе детского сада дети способны не только принимать, поставленную взрослым, познавательную задачу, но и ставить ее самостоятельно во время разнообразной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной).
Наблюдение становится более планомерным, дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается) и действовать в соответствии с ним. Восприятие становится более расчлененным (дифференцированным) : под руководством педагога дети выделяют характерные признаки для всей группы объектов природы - это основа формирования обобщения.
В ходе наблюдения дети устанавливают взаимосвязи объектов природы с окружающей средой обитания, их приспособленность к ней. В старшей группе детей знакомят с обитателями разных климатических зон.
Подготовительная группа. В познавательной деятельности дети 7-ого года жизни подводятся к обобщению: обращается особое внимание на формирование обобщенных элементарных понятий («зима», «живое», «неживое», подведение детей к пониманию более сложных закономерностей, существующих в природе, развитие самостоятельности.
Педагог отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению представлений, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. Шире используются трудовые действия, вопросы-задания, требующие от детей умения планомерно наблюдать и рассказывать о результатах («Посмотрите и скажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?», чаще, чем в старшей группе используется сравнение по общим (сходным) признакам.
Для фиксации результатов наблюдений используются дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели и др. Их назначение – сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдения, показать изменчивость погоды, природы, динамичность явлений, развитие живых объектов и др.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношенияхс другими объектами окружающей среды. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающие сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы.
Дети в возрасте 2-3 лет начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Эксперимент представляет с собой простейшие действия, которые помогают малышам обследовать предмет, отмечая их цвет, величину и форму. Например: «Раскрась снежные фигуры», «Большие и маленькие колобки из снега», «Разноцветные льдинки», «Бумажные кораблики», «Достань больший и маленький камушек» т. д.
Во второй младшей группе познавательно - исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на знаниях сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны свойства изучаемых предметов. Например: «Найди красный шарик (кубик) в песке», «Угостим мишек», (уточнение представлений о геометрических фигурах, «Постоим куличики из песка различной формы» и т. д.
В возрасте 4-5 лет у детей формируется умение самостоятельно получать сведения о новом объекте, с помощью сравнения, анализа, обобщения. Для проведения опытов активно используют органы чувств. Например: «Как окрасить воду?», «Как полаются цветные льдинки?», «Зачем нужна земля?», «Как движется сухой песок» и т. д.
В старшей группе используя экспериментальную деятельность, педагог мотивирует детей на самостоятельное проведение исследовательских действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. Например: «Шишки и горячая вода», «Почему камни бывают разноцветными?», «Взаимодействие природных материалов с водой» «Каждому камешку свой домик», «Много -мало» и т. д.
В подготовительной к школе группе познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа его осуществления. Например: «Разноцветные шарики», «Игра с льдинками», «Песочная страна», «Песочный конус», «Свойства воды» и т. д.
В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры.
Дидактические игры — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей.
Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры-занятия проводятся во всех возрастных группах.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок».
Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность в младшей и средней группах.
Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать, растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.
Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое, лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т. д.).
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
В младшей и средней группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.
Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются.
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и т. д
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.
Ценность природного материала — в возможности его разнообразного использования, что помогает открывать детям все новые и новые свойства и качества предметов.
В группах раннего возраста на первом этапе организуют дидактические игры на закрепление знания детьми цвета, формы, величины. Например: «Что это?», «Кто это?», «Кто в гости пришел?», «Чудесный мешочек», «Найди, где спрятался».
При рассматривании с детьми образных игрушек, иллюстраций, картинок с изображениями предметов природы, можно использовать простые потешки («Заинька, попляши», «Сорока-сорока») и сложные потешки, стихотворения («Кто мяучит у дверей», «Пошел котик на торжок») в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для маленьких детей. Детям дается возможность рассмотреть особенности, свойства объектов природы на иллюстрациях, картинках (листочки на деревьях зеленые и желтые, елочки в лесу большие и маленькие). Окружающий мир природы дает возможность развития не только сенсорных способностей, но и эмоционально наполнить жизнь ребенка.
В дальнейшем обогащение сенсорного опыта происходить в процессе проведения дидактических игр по группировке похожих предметов, одного из 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий, а затем соотнесению их по величине или по форме. Например дидактические игры: «Цветные ведерки», «Большие и маленькие грибочки», «Грибочки, по местам», «Бусы для лисички» (форма, «Черепаха», «Слон», «Собери корзиночку», «Собери букет», «Собери цветок», «Собери пирамидку-елочку», «Собери пирамидку-улитку», «Бабочку на цветок», «Подбери цветок к стебельку», «Бусы для белочки» (чередование или по цвету, или форме, или размеру).
С удовольствие строят для зверюшек дорожки, заборчики, мебель, домики, разыскивают «заблудившегося зайку» и т. п. При этом всегда задаются вопросы: «какого цвета», «какого размера», «какой формы», «такой? не такой?».
Восприятие природы в группе раннего возраста помогает развивать такие качества как жизнерадостность, эмоциональную чуткость, внимательное отношение ко всему живому.
Ребенок в младшем дошкольном возрасте продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положение в пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями.
Например: ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т. п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно - это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т. п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.
Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов.
Примеры дидактических игр: дидактическая игра «Собери цветок красного или желтого цвета», «Сварите вкусный борщ из разноцветных овощей», «Кто живет в большом, а кто в маленьком домике?», «Звуки природы», «Овощи – худышки. Овощи – толстячки», «Перемешай и соотнеси», «Найди свое дерево», «Чудесный мешочек», «На что это похоже» и др.
Дидактические игры, применяемые в работе с детьми среднего дошкольного возраста, дают возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действия дифференцированнее и разнообразнее, сложнее само содержание. Обычно ребенок этого возраста задает очень много вопросов, что свидетельствует о его более высоком уровне развития мышления, самостоятельности. Поэтому с ним возможны игры, требующие не только того, что ребенок видит сейчас, но и знаний, усвоенных им ранее.
Многие впечатления, которые дети черпают стихийно, наблюдая явления окружающей действительности, не получают своего словесного выражения, поэтому для детей среднего дошкольного возраста столь характерны вопросы, направленные к выяснению наименования предметов и их назначений, к выяснению причин некоторых явлений. Дети данного возраста могут подолгу рассматривать заинтересовавшие их объекты и явления природы, позволяет им делать «открытия» : жук или божья коровка от прикосновения улетает, а гусеница уползает или падает; одни из насекомых летают, другие – ползают, третьи – плавают в воде.
Привести в порядок эти впечатления помогут дидактические игры. Для того чтобы игра в средней возрастной группе прошла интересно, захватила детей и развивала их в умственном и нравственном отношении, необходимо продумать ее эмоциональную сторону, т. е. оберегать в ней игровое действие. Игровое действие сможет удержать их внимание на решении дидактической задачи более длительное время.
Более широкие возможности детей в ознакомлении с окружающими явлениями ставят взрослых перед необходимостью уделять самое пристальное внимание формированию грамматически правильной речи.
Существующие в практике дидактические игры используются и для развития у детей среднего дошкольного возраста связной речи: умение назвать предмет или явление и рассказать о нем все, что знаешь; рассказать, что на картинкенарисована «Осень», «Зимние забавы детей»; описать сезонную одежду ребенка; передать словами, чем похожи и чем непохожи нарисованные животные или птицы.
В играх с детьми среднего дошкольного возраста развивать не только интерес к природе, но и воспитывается любовь к природе и забота о животных, умение ухаживать за растениями.
Примеры дидактических игр: «Разведчики» (закрепление знаний о цвете, «Узнай и назови» (рассказать о растении, «Четвертый лишний», «Природа и я», «Что было? Что стало теперь?» и др.
Характерная особенность детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующейся информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет; каковы особенности цветка, насекомого, птички; чем они питаются, спят ли, где прячутся, куда улетают. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность. Взрослый для него - источник новых интересных сведений, объяснений, подлинная мера всех вещей.
В дидактических играх детей старшего дошкольного возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления: приспособление живой природы к среде обитания (наземная, наземно-воздушная, водная, почвенная); зависимость внешних природных изменений от особенностей сезонов (весной набухают почки, распускаются листья, зеленеет трава и др).
С детьми данного возраста используют дидактические игры на систематизацию и группировку объектов живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, перехода веществ из одного состояния в другое (снега и льда в воду и наоборот).
Примеры дидактических игр:«Найди и покажи твердые и мягкие поверхности», «Найди и покажи гладкие, колючие и шероховатые предметы», «Опиши предмет», «Угадай предмет» и др.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.
Выше перечисленные методы и приемы имеют очень большое значение в сенсорном воспитании детей. Дети имеют непосредственный контакт с ценными природными материалами, которые обогащают сенсорный опыт детей, который является основой для умственного воспитания детей дошкольного возраста.