светлана Климашина
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
В контексте требований ФГОС ДО, актуальна образовательная деятельность в форме познавательной игры. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, в ходе которой:
• во-первых - дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды;
• во-вторых - интегрируется содержание различных образовательных областей;
• в-третьих - используются возможности ИКТ;
• в-четвертых - комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Цель : обеспечение целостности образовательного процесса через использование игры «Что? Где? Когда?», способствующей - уточнению и формированию математических знаний у старших дошкольников, развитию интереса к математике в дошкольном возрасте, а также созданию благоприятных условий для развития математических способностей.
Задачи:
• - образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, в ходе которого формируются новые знания;
• - развивающая - развитие интереса, творческих способностей, внимания дошкольников, познавательной активности;
• - воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Работая с детьми подготовительного возраста, я заметила, что дети испытывают трудности в усвоении временных понятий, в счете, плохо ориентируются в пространстве, у них недостаточно развиты внимание, мышление, все это снижает познавательную активность и как следствие у ребенка теряется интерес к познанию. Чтобы сохранить физическое здоровье и избежать психического перенапряжения своих воспитанников я решила использовать игровые технологии.
В последние несколько лет широкое распространение в педагогической практике получили занятия в форме познавательной игры «Что? «Где?» Когда?» которая нацелена на развитие индивидуальности ребенка, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации и проведения интеллектуально-познавательной игры «Что? Где? Когда? по формирования математических представлений, и может быть использована педагогами, как конспект итоговой образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Вопросы, дидактические игры с математическим содержанием, включенные в интеллектуально-познавательную игру, отражают следующие темы: моделирование из геометрических фигур, решение арифметических задач, ориентировка на листе бумаги в клетку, закрепление состава числа 10 из двух меньших чисел, навыки счета в пределах 20, представления о последовательности времени в году. Вопросы, игры, подобранны и рассчитаны не только на конкретные знания, но и на общую эрудицию и сообразительность детей данного возраста и дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Методическое проведение игры
При подготовке и организации познавательной игры «Что? Где? Когда?» необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, учитывая возраст участников, уровень знаний, а также познавательные особенности вопросов. При планировании немаловажную роль играет сюжет, в котором будут решаться образовательные задачи. Можно использовать разные варианты, например, по мотивам какой-либо сказки. Для успешного проведения образовательной деятельности необходимо сформировать две команды знатоков. Если команда ответила правильно, то игроки зарабатывают звездочку, и заработанные звездочки идут в фонд команды.
Форма организации деятельности: групповая, дети в количестве 14 человек.
Форма проведения мероприятия: интеллектуально-познавательная игра.
Время проведения мероприятия: 25 минут.
Предварительная работа: чтение сказки Толстого. А «Золотой ключик», подготовка вопросов и раздаточного материала.
Ожидаемый результат: идея проведения игры «Что? Где? Когда? будет способствовать развитию мыслительной деятельности, воспитанию целеустремленности, расширению кругозора, повысит уровень математической подготовленности у детей.
Оборудование: стол, игра рулетка, конверты с заданиями, аудиозапись физкультминутки, презентация, мультимедийное оборудование для показа презентации, ноутбук, чёрный ящик, музыкальный ключ, тетради, ручки, математические пеналы, призы, необходимые для игры.
На столе игра «Рулетка», игровое поле разделено на 8 секторов, на каждом секторе в кружочке написана цифра, к каждой цифре есть конверт с заданием от сказочного персонажа. Три сектора заняты черным ящиком и скрипичным ключом (обозначающим физкультминутку под музыку). Воспитатель раскручивает рулетку и бросает шарик на игровое поле, смотрит на каком секторе остановится шарик.
Ход познавательной игры «Клуб юных знатоков»
Воспитатель: Наше занятие по математике будет проходить в виде игры, которая называется «Что? Где? Когда?». Если вы смотрели программу «Что? Где? Когда?», то знаете, что Мудрая Сова является талисманом этой игры. Оказывается, она давно за нами наблюдает, и решила открыть у нас «Клуб юных знатоков математики». Против вас будут играть сказочные персонажи, которые приготовили для вас задания. Задания находятся в конвертах.
Сова: Здравствуйте, юные почемучки! Членом клуба может стать только тот, кто докажет, что он самый умный и сообразительный. И если вы выполните все задания, то по окончании игры вас ждет – заслуженная награда.
Воспитатель: Вы готовы к игре?
Задание № 1 против вас играет плотник (сектор черный ящик)
Отгадайте, что за сказочный персонаж лежит в чёрном ящике. Для этого, выложите из геометрических фигур, человечка. (Работа в группах.)
Воспитатель: Проходите за столы и посмотрите на свои подносы. В них лежат геометрические фигуры. Какие? (треугольники, прямоугольники, квадраты).
- Как вы думаете, какие части тела у человечка могут быть прямоугольными?
- А что может быть квадратным? А что может быть треугольным?
- С чего мы начнем конструировать человечка? (с туловища, рук и ног).
- Какой они будут формы? (прямоугольной).
- Сколько прямоугольников лежит у вас на подносах? Посчитайте. (7).
- А квадратов сколько? (3). А треугольников сколько? (5).
- А теперь сосчитайте и скажите, сколько всего геометрических фигур вам потребуется (15).
Ну что, начинаем делать? Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Дружные пальчики»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать. (руки виз, встряхнуть кистями)
- Скажите, что у вас получилось (Буратино).
- Из какой сказки этот веселый деревянный человечек? (Золотой ключик);
- Назовите имя сказочного персонажа, который играл против вас (Папа Карло)
-Давайте проверим, правильно ли мы с вами его сделали (на экране иллюстрация Буратино из геометрических фигур).
- Ребята, так что же лежит в черном ящике? (Буратино).
Воспитатель достаёт из ящика игрушку и ставит её на стол.
Воспитатель: Внимание команде знатоков! Выпала цифра 2, конверт под № 2.
задание № 2 от Буратино
Буратино: Помогите мне научиться считать. (дети проходят за столы, перед каждым ребёнком «Математический набор»).
- выложите числовой ряд от 1-20, назовите цифры по порядку;
- покажите мне цифру - 4,7,8, 11,17,20;
- назовите соседей числа- 3,6,9, 11,15,19;
- назовите числа, которые больше 7,15, числа, которые меньше 4;
числа, которые находятся между 9 и 12, 15-19.
Воспитатель: игра продолжается. Выпала цифра 3, и конверт под № 3.
Задание №3 от Карабаса Барабаса
Игра «Найди общее название» (опрос команд)
Послушайте слова и найдите для каждой группы слов, общее название.
1-группа слов - утро, день, вечер, ночь - это (сутки);
2-группа слов - понедельник, вторник, среда, воскресенье - это (дни недели);
3-группа слов - зима, лето, осень, весна-это (время года)
4-я группа слов - декабрь, январь, февраль-это (зимние месяцы);
5-я группа слов - март, апрель, май-это (весенние месяцы);
6-я группа слов - июнь, июль, август – это (летние месяцы);
7-я группа слов - сентябрь, октябрь, ноябрь- (осенние месяцы);
Воспитатель: продолжаем игру, выпала цифра 4, теперь у нас физминутка (любая, на выбор педагога.)
Воспитатель: я кручу рулетку, выпала цифра 5, и конверт под № 5.
Задание №5 против вас играет Мальвина.
Мальвина - вам нужно решить задачи и ответить на мои вопросы.
- Сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? (условие, вопрос);
задача №1 Буратино дал коту Базилио 2 монеты, а лисе Алисе 8 монет. Сколько всего монет дал Буратино, коту и лисе?
Мальвина - повторите условие задачи, а сейчас вопрос.
- сколько монет дал Буратино Базилио? Обозначьте это количество цифрой (2);
- сколько монет Буратино дал Алисе? Обозначьте это количество цифрой (8);
- какой знак мы должны поставить между цифрами, почему? (знак +)
- Сколько всего монет дал Буратино, коту и лисе? (10 монет).
Задача №2. У Буратино было 10 монет. Одну монету он закапал на поле чудес. Сколько монет осталось у Буратино?
Дети разбирают задачу, аналогично первой задаче отвечая на вопросы по структуре задачи.
Воспитатель: продолжаем нашу игру дальше, итак цифра 6 конверт под №6.
Задание №6 против вас играют кот Базилио и лиса Алиса
У нас есть 10 монет, нам надо их разделить поровну.
- Составьте число 10 из двух меньших чисел;
перед детьми числовые домики, дети должны в пустых клетках написать нужное число.
Воспитатель: выпал сектор черный ящик под цифрой 7, конверт № 7.
Загадка: То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать… Что такое я? (Тетрадь)
Воспитатель достаёт из чёрного ящика тетради и раздаёт их детям.
Воспитатель: игра продолжается, выпала цифра 8, и конверт под № 8.
Задание №8 играет Черепаха Тортилла
Тортилла: Я для вас приготовила графический диктант, кто выполнит его правильно, тот узнает, что нужно было Буратино, чтоб выручить своих друзей. Ребята, положите перед собой тетради, возьмите карандаши, поставьте карандаш на точку. Начинаем рисовать: 6 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 клетки вверх.
- Что у нас получилось? (Ключик). Молодцы.
Воспитатель: ну, что ж мы выполнили все задания сказочных героев. А сейчас давайте, послушаем мнение мудрой совы.
Сова ребята вы легко справитесь со всеми заданиями. Вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков». Поэтому я всем приготовила медали «Знаток математики», которые вам раздадут после нашей игры.
Воспитатель: Ребята! Понравилась вам сегодня заниматься математикой? С какими заданиями вы справились легко? Какие задания вам показались сложными? (Ответы детей).
Подведение итогов: Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, познавательной игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. В ходе игры «Что? Где? Когда? дети показали, что у них сформированы представления о числе, счете, арифметических действиях, они могут ориентироваться во времени. Опыт работы способствовал развитию у детей внимания, памяти, логического мышления у дошкольников, и позволит активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Список литературы
1. Помораева И. А., Позина В. А Формирование элементарных математических представлений : Подготовительная к школе группа. - М. : Мозайка – синтез,2018. -168с.
2. Фролова А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 120-125.