Анастасия Опалева
Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которого является процессе взросления и вхождения его в социальный мир взрослых.
Публикация «Консультация для педагогов „Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
От того, какие будут созданы условия, разработаны, научно обоснованы модели и технологии развития социальных качеств детей дошкольного возраста и интеграции процесса социализации с различными видами деятельности, во многом будет зависеть и путь развития нашего общества.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Данный аспект в современной педагогике изучен ещё не достаточно полно. Исследования не являются исчерпывающими и могут служить основой для дальнейшего изучения социализации детей дошкольного возраста.
Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешной социализации детей дошкольного возраста.
По мнению современных педагогов и социологов, социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализация – овладение детьми общественным опытом, и индивидуализация – приобретение самостоятельности и относительной автономии.
Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.
Хорошо известно, что почти все маленькие дети испытывают потребность в рисовании. Сама возможность действия с изобразительными материалами чрезвычайно привлекательна для ребенка, потому что доставляет огромное удовольствие от экспериментирования, а получение результата вызывает чувство гордости, что очень важно для формирования у малыша уверенности в себе и своих возможностях. Именно поэтому ученые с таким интересом относятся к периоду каракулей и рекомендуют окружающим ребенка взрослым создавать благоприятные условия для этого.
Развитие социальных качеств детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности предполагает цель – социализация детей дошкольного возраста. Для благоприятного процесса социализации дошкольников в детском саду, активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию педагогических средств.
Для реализации цели сформулированы задачи:
1. Формирование навыков общения в социальной среде и продуктивной деятельности.
2. Использование возможностей продуктивной деятельности в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и социума.
3. Овладение навыками социального поведения, развития социальной активности в продуктивной деятельности.
4. Формирование представлений о социальных нормах поведения, общечеловеческих ценностях в продуктивной деятельности.
Для выполнения данных задач могут быть применены методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности :
1) использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
2) формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);
3) игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, педагоги воздействуют на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);
4) ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помочь в завершении начатой поделки и т. д.).
В возрасте 3-4 лет многие дети уже делают свои первые шаги в рисовании. В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей 3-4 лет неустойчив, не все дети проявляют интерес к рисованию. Педагоги, психологи и физиологи считают, что дети в возрасте 3-4 лет рисовать должны обязательно. Интерес к рисованию практически у всех детей этого возраста возникает на основе игровой мотивации. Методы и приемы игровой технологии должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.
Общеизвестно, что в младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покормить, причесать игрушку, покатать ее на машине и т. п.). и если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы условия (есть изобразительный материал, с помощью которых малыш сможет реализовать эту потребность, то процесс рисования становится осмысленным и интересным.
Для ребенка нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, что то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Конечно же игрушкам. Игрушки сразу и с пользой для себя «употребят» все, что нарисовал, вылепил или наклеил малыш.
Желательно что бы игрушечные персонажи были небольшие по размеру и удобные для того, чтобы каждый ребенок мог вначале нарисовать для них то, в чем они нуждаются, а затем поиграть с ними, осуществляя различные игровые действия: накормить, уложить спать и т. д.
Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, воспитателю надо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью он кратко, но достаточно убедительно рассказывает вымышленную историю о нуждах и заботах каких-то игровых персонажей и побуждает детей помочь им. Однако, следует учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста готов помогать не вообще, а только совершенно конкретному персонажу, который обратился за содействием лично к нему. Поэтому каждый малыш обязательно должен получить «свой» игровой персонаж, которому будет помогать.
Целесообразно, что бы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящим с ними событиям. Использование таких рассказов предполагает наличие в группе достаточного количества мелких, объёмных игрушек. В данном случае в нашей группе дополнительным стимулом в виде значимой мотивации служат фигурки зайчат, мамы-зайчихи. Так же могут быть и другие атрибуты для игры.
Приведем примеры методов и приемов, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности :
1) Использование мотивационного компонента при постановке задач.
Было проведено занятие лепка «Угощение для дня рождения». Цель занятия: продолжать воспитывать интерес к лепке, побуждать интерес к лепке пирожных по представлению, продолжать умение воспитывать умение защипывать пальцами края полученной формы и, используя стеку, украшать вылепленное изделие узором.
Игровая мотивация:
У мамы-зайчихи день рождение. Нужна помощь в приготовлении угощений (пирожные, баранки).
Постановка игровой и учебных задач:
Спросив детей, хотят ли они участвовать в подготовке ко дню рождения зайчихи, и получив согласие, педагог советует малышам «испечь» баранки, пирожные и нарядно украсить их. Затем предлагает детям научиться лепить и украшать баранки и пирожные.
Руководство выполнением задания и последующей игрой:
Проводится показ способов лепки. Обсуждение, как украсить пирожные.
По окончанию работы сервируют стол. Приглашают маму-зайчиху. Поздравляют ее с днем рождения.
В дальнейшем высушенные пирожные и баранки можно использовать для игры.
При создании проблемной игровой ситуации педагог воздействует на чувство сострадания, побуждает детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи.
Продуктивная деятельность рисование карандашами «Трава для зайчат».
Игровая мотивация:
Зайчата проголодались и просят покормить их. Но в группе травы нет и получить ее для зайчат возможно только в том случае, если дети сами нарисуют ее. Так у детей появляется потребность в создании изображения, и они готовы учиться рисовать траву. Малыш понимает, что выполняет очень важное дело – кормит голодного зайчонка, а это очень важно для социально-личностного развития ребенка.
Работы в этом возрасте схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изобразил ребенок. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости, и сплющивания. В аппликации – располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер.
Расширение представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности откроет новые пути оптимизации проблемы социального развития посредством продуктивной деятельности; определит условия и социально- педагогические возможности продуктивной деятельности.
Материал подготовила: воспитатель Опалева Анастасия Анатольевна
Свердловская область, г. Новоуральск МАДОУ "Страна чудес" детский сад №13.