Получи документы

Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)»

Анастасия Опалева
Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)»
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которого является процессе взросления и вхождения его в социальный мир взрослых.

Публикация «Консультация для педагогов „Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)“» размещена в разделах

От того, какие будут созданы условия, разработаны, научно обоснованы модели и технологии развития социальных качеств детей дошкольного возраста и интеграции процесса социализации с различными видами деятельности, во многом будет зависеть и путь развития нашего общества.

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.

Данный аспект в современной педагогике изучен ещё не достаточно полно. Исследования не являются исчерпывающими и могут служить основой для дальнейшего изучения социализации детей дошкольного возраста.

Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешной социализации детей дошкольного возраста.

По мнению современных педагогов и социологов, социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализация – овладение детьми общественным опытом, и индивидуализация – приобретение самостоятельности и относительной автономии.

Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.

Хорошо известно, что почти все маленькие дети испытывают потребность в рисовании. Сама возможность действия с изобразительными материалами чрезвычайно привлекательна для ребенка, потому что доставляет огромное удовольствие от экспериментирования, а получение результата вызывает чувство гордости, что очень важно для формирования у малыша уверенности в себе и своих возможностях. Именно поэтому ученые с таким интересом относятся к периоду каракулей и рекомендуют окружающим ребенка взрослым создавать благоприятные условия для этого.

Развитие социальных качеств детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности предполагает цель – социализация детей дошкольного возраста. Для благоприятного процесса социализации дошкольников в детском саду, активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию педагогических средств.

Для реализации цели сформулированы задачи:

1. Формирование навыков общения в социальной среде и продуктивной деятельности.

2. Использование возможностей продуктивной деятельности в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и социума.

3. Овладение навыками социального поведения, развития социальной активности в продуктивной деятельности.

4. Формирование представлений о социальных нормах поведения, общечеловеческих ценностях в продуктивной деятельности.

Для выполнения данных задач могут быть применены методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности :

1) использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);

2) формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);

3) игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, педагоги воздействуют на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);

4) ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помочь в завершении начатой поделки и т. д.).

В возрасте 3-4 лет многие дети уже делают свои первые шаги в рисовании. В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей 3-4 лет неустойчив, не все дети проявляют интерес к рисованию. Педагоги, психологи и физиологи считают, что дети в возрасте 3-4 лет рисовать должны обязательно. Интерес к рисованию практически у всех детей этого возраста возникает на основе игровой мотивации. Методы и приемы игровой технологии должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Общеизвестно, что в младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покормить, причесать игрушку, покатать ее на машине и т. п.). и если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы условия (есть изобразительный материал, с помощью которых малыш сможет реализовать эту потребность, то процесс рисования становится осмысленным и интересным.

Для ребенка нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, что то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Конечно же игрушкам. Игрушки сразу и с пользой для себя «употребят» все, что нарисовал, вылепил или наклеил малыш.

Желательно что бы игрушечные персонажи были небольшие по размеру и удобные для того, чтобы каждый ребенок мог вначале нарисовать для них то, в чем они нуждаются, а затем поиграть с ними, осуществляя различные игровые действия: накормить, уложить спать и т. д.

Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, воспитателю надо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью он кратко, но достаточно убедительно рассказывает вымышленную историю о нуждах и заботах каких-то игровых персонажей и побуждает детей помочь им. Однако, следует учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста готов помогать не вообще, а только совершенно конкретному персонажу, который обратился за содействием лично к нему. Поэтому каждый малыш обязательно должен получить «свой» игровой персонаж, которому будет помогать.

Целесообразно, что бы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящим с ними событиям. Использование таких рассказов предполагает наличие в группе достаточного количества мелких, объёмных игрушек. В данном случае в нашей группе дополнительным стимулом в виде значимой мотивации служат фигурки зайчат, мамы-зайчихи. Так же могут быть и другие атрибуты для игры.

Приведем примеры методов и приемов, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности :

1) Использование мотивационного компонента при постановке задач.

Было проведено занятие лепка «Угощение для дня рождения». Цель занятия: продолжать воспитывать интерес к лепке, побуждать интерес к лепке пирожных по представлению, продолжать умение воспитывать умение защипывать пальцами края полученной формы и, используя стеку, украшать вылепленное изделие узором.

Игровая мотивация:

У мамы-зайчихи день рождение. Нужна помощь в приготовлении угощений (пирожные, баранки).

Постановка игровой и учебных задач:

Спросив детей, хотят ли они участвовать в подготовке ко дню рождения зайчихи, и получив согласие, педагог советует малышам «испечь» баранки, пирожные и нарядно украсить их. Затем предлагает детям научиться лепить и украшать баранки и пирожные.

Руководство выполнением задания и последующей игрой:

Проводится показ способов лепки. Обсуждение, как украсить пирожные.

По окончанию работы сервируют стол. Приглашают маму-зайчиху. Поздравляют ее с днем рождения.

В дальнейшем высушенные пирожные и баранки можно использовать для игры.

При создании проблемной игровой ситуации педагог воздействует на чувство сострадания, побуждает детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи.

Продуктивная деятельность рисование карандашами «Трава для зайчат».

Игровая мотивация:

Зайчата проголодались и просят покормить их. Но в группе травы нет и получить ее для зайчат возможно только в том случае, если дети сами нарисуют ее. Так у детей появляется потребность в создании изображения, и они готовы учиться рисовать траву. Малыш понимает, что выполняет очень важное дело – кормит голодного зайчонка, а это очень важно для социально-личностного развития ребенка.

Работы в этом возрасте схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изобразил ребенок. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости, и сплющивания. В аппликации – располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер.

Расширение представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности откроет новые пути оптимизации проблемы социального развития посредством продуктивной деятельности; определит условия и социально- педагогические возможности продуктивной деятельности.

Материал подготовила: воспитатель Опалева Анастасия Анатольевна

Свердловская область, г. Новоуральск МАДОУ "Страна чудес" детский сад №13.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Билингвальное развитие детей дошкольного возраста» Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что ознаменовало новый этап в развитии. С одной стороны, это признание.

Консультация для воспитателей «Деятельность педагога в процессе позитивной социализации детей-мигрантов» .

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Консультация для педагогов: «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Подготовил: Кузнецова Е. В. (1 кв. категория).

Консультация для родителей «Семья как фактор социализации личности ребенка» «Семья как фактор социализации личности ребенка"Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами,.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Музыкально-театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста И в настоящее время активно реализуются образовательные стандарты – это документ направленный на организацию социализации и индивидуализации.

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Воротынский детский сад №2 «Светлячок» План работы по самообразованию.

Создание условий гендерной интенции как фактор социализации детей «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРЕССИВНЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Создание условий развития гендерной интенции как фактор социализации детей «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРЕССИВНЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)»
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 19:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Опалева (УИ 217373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД