Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)»

Анастасия Опалева
Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)»
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которого является процессе взросления и вхождения его в социальный мир взрослых.

Публикация «Консультация для педагогов „Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)“» размещена в разделах

От того, какие будут созданы условия, разработаны, научно обоснованы модели и технологии развития социальных качеств детей дошкольного возраста и интеграции процесса социализации с различными видами деятельности, во многом будет зависеть и путь развития нашего общества.

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.

Данный аспект в современной педагогике изучен ещё не достаточно полно. Исследования не являются исчерпывающими и могут служить основой для дальнейшего изучения социализации детей дошкольного возраста.

Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешной социализации детей дошкольного возраста.

По мнению современных педагогов и социологов, социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализация – овладение детьми общественным опытом, и индивидуализация – приобретение самостоятельности и относительной автономии.

Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.

Хорошо известно, что почти все маленькие дети испытывают потребность в рисовании. Сама возможность действия с изобразительными материалами чрезвычайно привлекательна для ребенка, потому что доставляет огромное удовольствие от экспериментирования, а получение результата вызывает чувство гордости, что очень важно для формирования у малыша уверенности в себе и своих возможностях. Именно поэтому ученые с таким интересом относятся к периоду каракулей и рекомендуют окружающим ребенка взрослым создавать благоприятные условия для этого.

Развитие социальных качеств детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности предполагает цель – социализация детей дошкольного возраста. Для благоприятного процесса социализации дошкольников в детском саду, активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию педагогических средств.

Для реализации цели сформулированы задачи:

1. Формирование навыков общения в социальной среде и продуктивной деятельности.

2. Использование возможностей продуктивной деятельности в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и социума.

3. Овладение навыками социального поведения, развития социальной активности в продуктивной деятельности.

4. Формирование представлений о социальных нормах поведения, общечеловеческих ценностях в продуктивной деятельности.

Для выполнения данных задач могут быть применены методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности :

1) использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);

2) формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);

3) игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, педагоги воздействуют на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);

4) ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помочь в завершении начатой поделки и т. д.).

В возрасте 3-4 лет многие дети уже делают свои первые шаги в рисовании. В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей 3-4 лет неустойчив, не все дети проявляют интерес к рисованию. Педагоги, психологи и физиологи считают, что дети в возрасте 3-4 лет рисовать должны обязательно. Интерес к рисованию практически у всех детей этого возраста возникает на основе игровой мотивации. Методы и приемы игровой технологии должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Общеизвестно, что в младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покормить, причесать игрушку, покатать ее на машине и т. п.). и если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы условия (есть изобразительный материал, с помощью которых малыш сможет реализовать эту потребность, то процесс рисования становится осмысленным и интересным.

Для ребенка нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, что то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Конечно же игрушкам. Игрушки сразу и с пользой для себя «употребят» все, что нарисовал, вылепил или наклеил малыш.

Желательно что бы игрушечные персонажи были небольшие по размеру и удобные для того, чтобы каждый ребенок мог вначале нарисовать для них то, в чем они нуждаются, а затем поиграть с ними, осуществляя различные игровые действия: накормить, уложить спать и т. д.

Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, воспитателю надо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью он кратко, но достаточно убедительно рассказывает вымышленную историю о нуждах и заботах каких-то игровых персонажей и побуждает детей помочь им. Однако, следует учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста готов помогать не вообще, а только совершенно конкретному персонажу, который обратился за содействием лично к нему. Поэтому каждый малыш обязательно должен получить «свой» игровой персонаж, которому будет помогать.

Целесообразно, что бы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящим с ними событиям. Использование таких рассказов предполагает наличие в группе достаточного количества мелких, объёмных игрушек. В данном случае в нашей группе дополнительным стимулом в виде значимой мотивации служат фигурки зайчат, мамы-зайчихи. Так же могут быть и другие атрибуты для игры.

Приведем примеры методов и приемов, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности :

1) Использование мотивационного компонента при постановке задач.

Было проведено занятие лепка «Угощение для дня рождения». Цель занятия: продолжать воспитывать интерес к лепке, побуждать интерес к лепке пирожных по представлению, продолжать умение воспитывать умение защипывать пальцами края полученной формы и, используя стеку, украшать вылепленное изделие узором.

Игровая мотивация:

У мамы-зайчихи день рождение. Нужна помощь в приготовлении угощений (пирожные, баранки).

Постановка игровой и учебных задач:

Спросив детей, хотят ли они участвовать в подготовке ко дню рождения зайчихи, и получив согласие, педагог советует малышам «испечь» баранки, пирожные и нарядно украсить их. Затем предлагает детям научиться лепить и украшать баранки и пирожные.

Руководство выполнением задания и последующей игрой:

Проводится показ способов лепки. Обсуждение, как украсить пирожные.

По окончанию работы сервируют стол. Приглашают маму-зайчиху. Поздравляют ее с днем рождения.

В дальнейшем высушенные пирожные и баранки можно использовать для игры.

При создании проблемной игровой ситуации педагог воздействует на чувство сострадания, побуждает детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи.

Продуктивная деятельность рисование карандашами «Трава для зайчат».

Игровая мотивация:

Зайчата проголодались и просят покормить их. Но в группе травы нет и получить ее для зайчат возможно только в том случае, если дети сами нарисуют ее. Так у детей появляется потребность в создании изображения, и они готовы учиться рисовать траву. Малыш понимает, что выполняет очень важное дело – кормит голодного зайчонка, а это очень важно для социально-личностного развития ребенка.

Работы в этом возрасте схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изобразил ребенок. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости, и сплющивания. В аппликации – располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер.

Расширение представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности откроет новые пути оптимизации проблемы социального развития посредством продуктивной деятельности; определит условия и социально- педагогические возможности продуктивной деятельности.

Материал подготовила: воспитатель Опалева Анастасия Анатольевна

Свердловская область, г. Новоуральск МАДОУ "Страна чудес" детский сад №13.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Билингвальное развитие детей дошкольного возраста» Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что ознаменовало новый этап в развитии. С одной стороны, это признание.

Консультация для воспитателей «Деятельность педагога в процессе позитивной социализации детей-мигрантов» .

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Консультация для педагогов: «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Подготовил: Кузнецова Е. В. (1 кв. категория).

Консультация для родителей «Семья как фактор социализации личности ребенка» «Семья как фактор социализации личности ребенка"Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами,.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Музыкально-театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста И в настоящее время активно реализуются образовательные стандарты – это документ направленный на организацию социализации и индивидуализации.

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Воротынский детский сад №2 «Светлячок» План работы по самообразованию.

Создание условий гендерной интенции как фактор социализации детей «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРЕССИВНЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Создание условий развития гендерной интенции как фактор социализации детей «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРЕССИВНЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)»
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 19:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Опалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД