Елена Кузнецова
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка»
Подготовил: Кузнецова Е. В. (1 кв. категория)
Публикация «Консультация для педагогов „Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для целостного и адекватного развития ребёнка необходима свобода в познании окружающего мира, экспериментирование с ним. Именно предметно-развивающая среда, наполненная игровыми модулями, играми и игрушками, позволяет ребёнку развивать способности, проявлять самостоятельность.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Раскрывая значение игры, необходимо отметить, что она отвечает важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсирует монотонность повседневной жизни.
Одна из движущих сил и источник проявления активности – потребность ребёнка проникнуть в пространство, ознакомиться с ним, исследовать его и овладеть им.
Жизненное пространство детей должно отвечать двум требованиям:
• оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности;
• иметь побудительные импульсы для проявления активности ребёнка.
Сочетание этих требований создаёт оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития.
Среда считается побуждающей к активности, если она отвечает следующим требованиям:
• включает элементы новизны;
• является многофункциональной;
• содержит умеренный элемент риска.
Дети склонны организовывать и трансформировать окружающее пространство. С целью реализации этой потребности оно должно содержать в себе эту возможность. К ней относятся: неорганизованное пространство, наличие свободно определяемых элементов, стирание границ между организованным и неорганизованным пространством.
Пространство детской жизни взрослый организует в соответствии с его представлениями о том, что хорошо или плохо для развития ребёнка, опасно или нет. Возможность свободного перемещения в пространстве и воздействия на него ребёнком также определяется и регламентируется взрослым.
Выделяются особое понятие места – локус пространства, выделенный, но неограниченный, существующий для удовлетворения потребностей или проживания определённых чувств.
Существуют «мальчишечьи» и «девчоночьи» места. Помимо этого есть излюбленные места для игр: глухие стены для игр с мячиками, загромождённые места для пряток, свободное пространство для догонялок, скрытые наблюдательные пункты для затаивания, сложные конструкции для лазанья.
Ещё один тип привлекательных с точки зрения ребёнка мест – «страшные места». Обычно это замкнутые необитаемые пространства, имеющие вход – границу в соприкосновении с незнакомым иным миром.
Совершенно необходимо для ребёнка место уединения. В нём ребёнок может успокоиться, побыть наедине с собой. Это могут быть качели, беседка, мостик. Во время уединения ребёнок приобретает очень важные переживания и получает первые навыки философского осмысления мира и себя.
Ещё одни из привлекательных и побуждающих к активности мест – ненормативные или запретные места. На интуитивном уровне ребёнок рано начинает исследовать их, примерно с 2-3 лет. Так свалка очень притягательна для ребёнка, в её роли может выступать и старый чердак, и чемодан с поломанными вещами. Такие места всегда побуждают либо к разрушительной деятельности, либо к сотворению нового при изменении функции старых объектов.
Объекты окружающей среды побуждают младших дошкольников в первую очередь к репродуктивности движений, но в старшем возрасте для детей требуется удовлетворение по меньшей мере трё х потребностей: получение новых ощущений, испытания себя, демонстрации своей удали, что и определяет игровой потенциал конструкций.
Можно выделить две характеристики окружающей среды, определяющие её «изменяемость и неизменяемость» :
• статичность;
• динамичность.
Статическая окружающая среда содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твёрдо установленные границы либо отсутствие таких. Она неизменна и постоянна во времени и пространстве. Такая среда создаёт ощущение порядка о безопасности. Но при этом возникают и нежелательные явления. Во-первых, она не способствует активности и поисковому поведению. Во-вторых, она снижает адаптивность и «притупляет» чувство собственной безопасности, что выражается в снижении внимания и контроля за собой. В-третьих, объекты окружения перестают воздействовать на человека.
Динамическая среда способствует поисково-познавательной активности, но в то же время создаёт и фон напряжения из-за отсутствия стабильности и постоянства, поэтому целесообразно сочетание двух этих качеств.
Моделируя жизненное пространство, можно способствовать повышению активности ребёнка путём организации окружающей среды. Для этой цели можно ввести несколько нехитрых приёмов.
1. Наличие свободного сегмента пространства. Выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое можно заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена.
2. Организация «склада ненужных предметов». Склад в буквальном смысле – сундук, шкаф, ящик, в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Все дети обладают страстью рыться в старых вещах. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью «найти то, что надо для игры». В данном контексте старая вещь может пробудить новый интерес и стимул к действию.
3. Передвижные сегменты. Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года.
Такими сегментами могут быть:
• имитация большого пространственного объекта создающего заданную среду или предназначенную для игры или обживания: шатёр, дом, ширмы, имитация транспорта и т. п. ; часть ролевой игры, новый сюжет, атрибутика;
• имитация театра, сцены, кукольного театра с предметами для ряжения;
• угол отдыха, место для «валяния», предназначенное для совместного вживания и распределения пространства, заполненное мягкими неоформленными объектами: матами, мягкими мячами, кольцами, подушками;
• бассейны обычные и «сухие», песочницы; реальные объекты с реально-практическим действием, швейная машина, столярные инструменты, плита и т. п. ;
• большие конструкторы; живые объекты – передвижной зоопарк; выставки игрушек по теме.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности.
Проектирование предметно-развивающей среды обусловлено :
• процессом гуманизации, парадигмой образования с опорой на личностно-ориентированный подход, который создаёт условия для развития способностей;
• потребностью общества в активной позиции личности;
• создавшимся кризисом духовной культуры общества;
• неэффективным использованием среды для развития дошкольника; снижением роли самостоятельной деятельности ребёнка;
• отсутствием компетентной роли педагога в проектировании среды.
Для реализации задач по развитию всех форм детской активности определены следующие требования к организации жизненного пространства детей.
1. Многофункциональность. Деление пространства на отдельные функциональные зоны и создание интеграционной связи между ними.
2. Трансформируемость. Дети старшего дошкольного возраста склонны реорганизовывать окружающую среду, поэтому в детском саду должно быть неорганизованное пространство, где они могут реализовать потребность в трансформации и перемещении объектов. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с их замыслами.
3. Элементы новизны. Своевременное изменение среды педагогом через : внесение нового развивающего материала, расширяющего интересы детей; новых игровых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием детских игр. Для развития творческой, познавательно-поисковой активности важно, чтобы предлагаемый материал носил проблемный характер. Любая среда должна включать зону нового и зону постоянства. Сочетание этих компонентов обязательно.
4. Личное пространство. Для ребёнка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы.
5. Универсальность пространственной среды очень важна, так как она позволяет самим детям и вместе с педагогом строить, менять, трансформировать её в соответствии с видом деятельности.
Таким образом, организация жизненного пространства детей эффективно воздействует, формирует у детей активное поисково-познавательное отношение к миру людей и предметов.
Влияние целостности предметно-развивающей среды на развитие дошкольника возможно при условии обеспечения активной позиции педагога. Один из ключевых моментов, обеспечивающих эффективность влияния предметно-развивающей среды, - установление личных контактов педагога с каждым ребёнком. Такой контакт создаёт у дошкольника уверенность, что им интересуются, хотят помочь, общаться. Формы установления контакта могут быть разнообразными: вопрос, улыбка, одобрение, тактильный контакт. Педагог создаёт предпосылки для построения личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, где значим опыт ребёнка, его индивидуальные особенности. Овладение различными способами в разных видах детской деятельности под руководством педагога задают ближайшую перспективу развития ребёнка. Педагогическое воздействие оказывается успешным, если педагог поддерживает самостоятельный и осознанный выбор ребёнка, его активность.
Все научно-практические подходы к построению предметно-развивающей среды и её роли сходятся на том, что во взаимодействии ребёнка со средой можно выделить два самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и её освоение через различные виды деятельности. И эффективность данного процесса более очевидна, если в проектировании и моделировании предметно-развивающей среды акцентируется и дифференцируется роль педагога.