Анастасия Федорова
Создание условий развития гендерной интенции как фактор социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
В КОНТЕКСТЕ ПРОГРЕССИВНЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ПРОЕКТ
«Создание условий развития гендерных интенций как фактор социализации детей»
Публикация «Создание условий развития гендерной интенции как фактор социализации детей» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Автор: Федорова Анастасия Петровна - старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №5 «Кэнчээри» МР «Верхневилюйский улус (район) РС (Я)
Краткая аннотация проекта: Исполнитель проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №5 «Кэнчээри» муниципального района «Верхневилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)
Проект адресован: Агентам социализации детей : семье, детскому саду, обществу. Для организации социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители” в реализации успешной социализации детей путем создания условий развития гендерных интенций детей.
Проект рассчитан на три года
Ресурсы: Обеспеченность ДОУ кадрами, творческий потенциал коллектива, материально-техническая база детского сада.
Постановка проблемы:
Как отмечает Лыкова И А., доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», старший научный сотрудник ФГНУ «Институт художественногообразования»
Российской академии образования Федеральный государственный образова-тельный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, вводимый в насто-ящее время, ориентирует педагогов на осмысление двух ключевых идей, определяющих специфику целевых ориентиров и содержание данной ступени образования, — индивидуализацию и социализацию.
«В психологическом словаре (под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) понятие «социализация» определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Важнейшим компонентом социального опыта являются социальные ценности, в т. ч. гражданские, культурные, национальные. Именно эти ценности являются базовыми в социальной сущности человека» (Лыкова И. А.) .
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и универсальны указанные различия, и каково соотношение законов половой дифференциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации.
Существование различий в психологии и поведении между девочками и мальчиками было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В. В. Абраменковой (1987, Р. Бэрона, Д. Ричардсона (1997, В. Е. Кагана (1987, 1989, А. В. Либина (1999, И. И. Лунина (1986, Т. И. Юферовой (1985). Однако, гендерные особенности детей в дошкольных учреждениях по мнению исследователей: С. А. Марутян, П. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, Т. В. Бендас, недостаточно учитываются, и по данной теме нет четко разработанных программ. И это приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. Как показывает практика работы в дошкольных учреждениях, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.
Наши предки, всегда придерживались отдельного подхода в воспитании мальчиков и девочек. На мальчиков играет роль отца, деда и других членов семьи мужского пола. Роль мужчины в якутских семьях неоценима. Отец для мальчика неоспоримый авторитет. С ним мальчик приобретает практические навыки и мужские качества. Девочки же с раннего детства являются помощницей по дому. Мать и старшие сестры являются для девочки примером. Но этот гендерный подход наших предков, в последнее время утрачивается. Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом на сегодняшний день является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Цель и задачи проекта:
Цель: Создание условий развития гендерных интенций как фактор социализации детей.
Таким образом, задачами проекта являются:
1. Выявление гендерных интенций у детей;
2. Создание развивающей среды с учетом национально-культурного ком-понента и с учетом гендерной принадлежности детей;
3. Организация кружковой работы по ознакомлению с традиционными видами ремесла.
Стратегия достижения поставленных целей и задач:
Стратегия достижения поставленных целей и задач будет заключаться в том, что данный проект будет охватывать несколько направлений воспитания, обучения и развития детей :
-трудовое воспитание (создание предметной развивающей среды с учетом национально-культурного компонента и с учетом гендерной принадлежности детей) ;
- художественно- эстетическое (организация кружковой работы по ознакомлению с традиционными видами ремесла.);
-социально-личностное (привлечение агентов социализации детей в триаде “педагог-дети-родители” для повышения уровня социализации детей).
Ожидаемые результаты:
-усвоение детьми социальных норм и культурных ценностей, образцов поведения, поведения в быту, в игре;
-повысится коммуникативная и социальная компетентность детей;
- эффективная адаптация ребенка к обществу;
-проявление у мальчиков волевых качеств как настойчивость, стремление к достижению поставленной цели, умение преодолевать препятствия, а также присвоение ими установки на «воспитание мужского духа» и «отцовских» качеств характера, у девочек проявление нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов;
- посредством организации кружковой деятельности традиционных видов ремесла повысится уровень развития творческого потенциала;
-формирование практических, эмоциональных и познавательных интересов, а также коммуникативных навыков у воспитанников.